Фундаментальная проблема современного воспитания заключается в том, что педагог не видит в ребёнке взрослого

На что способен ваш ребёнок?

Я был очень удивлён тому, что мой отец поддержал меня. Мы сидели за столом, собравшись ближайшим кругом родни по поводу маминого дня рождения. Всех интересовало, почему я перевёл детей на семейное образование и как буду организовывать учебный процесс. Большую тревогу, конечно, высказывали женщины.

— А если… А если…

«А если» не было числа. Но тут внезапно вмешался отец, поддержав идею с семейным образованием, что было для меня самым большим сюрпризом того дня.

Когда я учился в партшколе , — говорил батя, — нам прививали навыки самостоятельного образования, умения работать с литературой и другими источниками. Это — самые ценные навыки в обучении, потому что только они могут гарантировать желаемый результат образования: формирование самостоятельной личности, способной к самообучению.

Но сколько тебе тогда было лет, и сколько сейчас твоим внукам! Разве они способны к самостоятельной работе? — не сдавались женщины.

Я поставил точку в дискуссии, заявив о том, что мой старший сын, которому исполнилось 10 лет начал зарабатывать первые деньги в интернете. Потом я рассказал о том, как он это делает, чтобы старшее поколение убедилось: они недооценивают способности детей. Пластичность детского мозга настолько высока, что дети схватывают на лету всё то, что считают интересным и актуальным для себя. Таким образом ребёнок способен очень быстро обучаться и формировать самые разнообразные навыки при высоком уровне мотивации.

Нельзя , — сказал я, — строить процесс обучения, исходя из того, что твой ребёнок — безответственный дурак.

А вот чтобы опутать мотивирующей силой процесс обучения, важно прочно его связать с собственными целями своего ребёнка. Но какие у детей цели? Разве для них актуально целеполагание?

Мозг с одинаковой лёгкостью учится как хорошему, так и плохому

Уже много лет я помогаю взрослым решать проблему целеполагания, то есть находить ответы на самые животрепещущие вопросы и обретать внутреннюю опору через формулировку значимых смыслов. Но я никогда не работал по этой теме с детьми, считая, что для них это, возможно, лишнее. Ведь к проблеме целеполагания чаще всего люди приходят уже за тридцать, когда пройдены основные ступени социального роста: получено образование, найдено «тёпленькое местечко» в плане работы, создана семья… Именно тогда уже зрелый человек вдруг сталкивается с проблемой смысловой пустоты, осознавая, что общество уже ничего ему предложить не может, а к самореализации через проявление аутентичного «Я» он не готов.

Глядя на детей, нельзя сказать, чтоб они ломали голову над философским проблемами и терзались поисками собственного пути. Зачем им целеполагание? Природа вложила в них естественное любопытство и тягу к познанию, и, пожалуй, главная задача образовательного процесса — не задавить эти нежные ростки творческой активности.

Но почему у нас тогда так много детей ещё в младших классах постигает все основные пороки аморального бытия? А потому что учиться можно не только хорошему. Формирующемуся мозгу в равной степени всё равно чему учиться: что предлагает среда, то и съедим.

Я задумался о том, что детям нужно давать техники целеполагания тогда, когда перевёл их на семейное обучение, ведь теперь им важно найти в себе самих мотивацию к урокам. Зачем им учиться? Ответ на этот вопрос могут дать только правильно поставленные мотивирующие цели. Однако я не был уверен, что к детям окажутся применимы те техники целеполагания, которые я предлагал взрослым. Пришлось экспериментировать.

Четыре причины того, почему с детьми проще

Я не стал долго думать, а пошёл самым простым путём: начал давать детям все подводящие упражнения по целеполаганию, которые предлагаю взрослым на своих курсах. Эффект был несколько неожиданным: дети не только с лёгкостью справились со всеми упражнениями, но и результат самой практики ничем не отличался от того, к который я получаю, взаимодействуя со взрослой аудиторией. То есть разницы при работе с детьми и со взрослыми я никакой не ощутил. И это лишний раз доказывает, что мы недооцениваем умственные возможности своих детей.

Справедливости ради отмечу, что моим детям 10 и 7 лет, и это означает, что с семи лет техники целеполагания становятся детям доступными.

Главной идеей практики было связать насущную необходимость учиться с пространством мечты, где всё так, как они хотят. У нас это получилось даже легче и быстрее, чем обычно происходит со взрослыми. Тому есть четыре причины:

1. У детей ещё не забито воображение.

2. У детей ещё не развито критическое мышление.

3. Дети значительно более внушаемы (в том числе самовнушаемы).

4. Они всё воспринимают как игру, тогда как взрослые всё воспринимают, как обязанность.

Что же необходимо для того, чтобы помочь ребёнку поставить цели? Те, живые, мотивирующие, его собственные цели? Всё очень просто: изначально нужно эти цели привнести в свою собственную жизнь.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

_______________________________________________________

Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator

Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.