Алый знак воина
Мои дети читают лучше, чем я в их возрасте. И тем не менее, каждый вечер перед сном я читаю им вслух. Это наша семейная традиция. Я читаю приключенческие романы, повести о животных, а так же научно-популярную литературу, доступную их пониманию, и мы вместе обсуждаем то, что прочитали. Это хорошо сказывается на качестве нашего общения и помогает им усвоить новую информацию.
И вот недавно мой младший, которому в этом году исполнилось семь, рассказал мне о своих фантазиях по мотивам прочитанной исторической повести, чем немало удивил меня: оказалось, что ребёнок совершенно спонтанно использует приёмы психической подготовки к силовым столкновениям, которые издревле пользовались популярностью в традиционных обществах и до сих пор используются в силовых подразделениях, естественно, с поправкой на научную методологию.
Более того, я вспомнил, что и сам в детстве импровизировал подобным образом, и данный феномен, по всей видимости, является попыткой бессознательного получить необходимый для будущих побед опыт победителя. Но давайте обо всё по-порядку.
Историческая повесть Розмэри Сатклиф «Алый знак воина» рассказывает о Дрэме, мальчике кельтского племени времён бронзового века. Чтобы пройти посвящение и стать воином, он должен убить волка. Но всё складывается не совсем для него благополучно, и волк едва не лишает жизни охотника. Спустя годы, история повторяется в точности наоборот: тот же волк, ведущий за собой стаю, нападает на Дрэма и обессилевшего старика. Вступая в неравное противостояние, Дрэм убивает вожака, но сам чудом остаётся жив, благодаря подоспевшей помощи. Драматичным и жестоким оказывается путь юноши к алому воинскому плащу, но тем ценнее полученный им опыт.
Вспоминая о книге, мой сын сказал:
— Иногда я представляю, как вступаю с волком в сражение и побеждаю его. Тогда мне становится очень приятно, хочется думать об этом. А иногда я представляю, как он приходит ко мне, и мы становимся друзьями. Он — охотник, и я — охотник, мы с ним равные.
За этими словами — первый опыт бессознательного применения практик психорегуляции, позволяющих психике получить необходимый для неё ресурс. Что это за ресурс и как фантазии его извлекают?
Мозг занимается самообманом, чтобы получить нужный опыт
Охотники древности перед ответственной охотой исполняли охотничий танец, в ходе которого мысленно погружались в процесс выслеживания и схватки со зверем, проводя, своего рода, мысленную репетицию. Это формировало у них религиозную уверенность в то, что события сложатся благополучно, ведь они уже овладели духом зверя, победили его.
Мы постигаем мир посредством тех образов, что создаются в голове при обработке сигналов, идущих от органов чувств. Но образы мы можем создавать и сами, без помощи органов чувств, например, через воспоминание. А эмоциональное переживание, сопровождающее воспоминание, при этом бывает не менее сильное, чем при непосредственном участии человека в реальных событиях. Мозгу всё равно представляем мы что-то, или это происходит с нами в действительности.
Данный феномен позволил психотерапевтам разрабатывать эффективные методики психорегуляции, позволяющие корректировать эмоциональное состояние человека, настраивая его на определённую линию поведения. Например, готовить силовиков к операции, формируя у бойцов чувство уверенности и позитивного настроя.
Дети спонтанно пользуются этой особенностью психики (не только человеческой, так как высшим млекопитающим свойственны те же модели поведения), когда в своих играх (реализация фантазий) выполняют роль интересующих их героев. Переживание роли (охотничий танец) позволяет получить эмоциональный опыт, корректирующий состояние сознания. При этом любопытно то, что дети бессознательно выбирают те роли, которые им более всего необходимы для развития: мозг сам через стимуляцию интереса подталкивает ребёнка к получению нужного тому опыта.
Возможно, нам следует более серьёзно относиться к своим мыслям, мечтам и фантазиям? Мысль есть не только следствие особенностей мышления, но и инструмент его созидания.
Рудияр
Я общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК