Перефразируя индейскую пословицу, можно сказать, что политика имеет две стороны — светлую и тёмную, и порой тёмная сторона способна дать больше, чем светлая.

Палыч вытаскивает занозу

Он уже умер, поэтому я могу писать о нашем с ним последнем разговоре. Не знаю, почему он был со мной в тот раз откровенен. Хотелось бы сказать что-то красивое, типа «он чувствовал свой скорый уход, а поэтому не собирался отягощать свою душу ложью». Но всё куда прозаичнее.

На тот момент мне поступило интригующее предложение стать лидером весьма провокационного социального проекта, связанного с самоорганизацией. Денег это не сулило, но прославился бы точно. У меня была команда активных персонажей, а я всегда отличался амбициозностью, и кое-то решил сыграть на этом, используя нас просто как пушечное мясо в своих политических играх.

Не скажу, чтобы я не понимал этого, просто пытался всё взвесить и увидеть свой интерес. А потому обратился к Палычу.

Палыч варился в местной политике со студенческих лет. В отличие от меня, он точно понимал, какие игроки действуют на этом поле, и кому этот проект станет ногой на горле. А если точнее, занозой в причинном месте.

Палыч мне тогда сказал так:

Даже и не вздумай в это соваться. Сядешь быстро, но на долго.

Но, видя мою скептическую физиономию, понял, что убедить меня вне аргументированной позиции не получится, а убедить ему, по всей видимости, меня было нужно. Наверное, занозой этот проект стал бы в причинном месте его, Палыча, хозяев. А потому Палыч был на удивление расположен к доверительной беседе, лишь бы отговорить меня от участия в афёре.

Тогда мы проговорили часа три, прогуливаясь по летней Йошкар-Оле. Говорили о фальсификации выборов, о влиянии конкретных фамилий в местной политике, о том, как лоббируются интересы отдельных политических групп через проталкивание законов и поправок к ним, как разборки с улиц в 90-е перекочевали в залы суда в нулевые, как проводятся рейдерские захваты и фабрикуются уголовные дела.

Это была моя последняя встреча с Палычем. Спустя несколько месяцев его не стало, но этот разговор я буду помнить всю оставшуюся жизнь. Впервые я видел откровенного политика, говорящего не пустыми лжепатриотичными формулами, а спокойно рассказывающего о том, как делается российская политика.

Вот например, общественное мнение.

Здесь всё поделено между кланами. И каждый клан старается по своему оказать влияние на общественное мнение. Общество не имеет никакого иного мнения кроме того, которое формируется с помощью СМИ и общественных организаций.

Последнее мне было особенно интересно, так как я в то время принимал довольно активное участие в общественной жизни республики.

— И как с помощью общественных организаций формируется общественное мнение?

Без связей ты — букашка

Палыч стал мне называть подшефные его клану общественные организации города. Я удивлённо сдвинул брови. Про отдельные я догадывался, но в целом и не предполагал, что ситуация настолько контролируема. Создавалось впечатление, что «инициатива снизу» отсутствует в природе.

Инициатива снизу, — объяснял Палыч, — держится на одном энтузиазме, а для развития дела нужны деньги. Мы даём деньги и получаем влияние на лидеров организации. Ну, не обязательно деньги. Без связей, ты сам знаешь, у нас вообще невозможно ничего протолкнуть.

Я знал. На примере развития засечного боя. Пока за нас слово не замолвили «старшие пацаны», нас в Минспорта дальше порога не пускали. А в Минюсте нам опрокидывали регистрацию столько раз, и общались, используя такую риторику, что сразу было понятно: пока зелёный свет не дадут сверху, мы так и останемся маргиналами.

Палыч рассказывал, как он лично занимался вербовкой общественных активистов, предлагая им «безвозмездную» помощь деньгами и связями, благодаря чему перед амбициозными товарищами наконец открывались какие-то перспективы. А потом, человек, боясь эти перспективы потерять, уже готов был сам выполнять «маленькие просьбы» серого кардинала. Ну, там сходить на митинг, привести своих людей на общественную акцию, дать интервью в газету и пр.

Мы в любой момент можем вывести людей на улицы. У нас есть для этого все инструменты.

Общественные организации с завербованной верхушкой были одним из таких инструментов.

Работать в живую с людьми не менее эффективно, чем попасть на телевидение. Дело в том, что наиболее пассионарная часть населения, которая в случае нужды и тянет за собой остальную инертную массу, тусуется во всяких клубах по интересам, политических партиях, кружках, обществах и прочих «Союзах» и «Инициативах». Если ты имеешь влияние на лидеров этих структур, то влияешь и на всех членов. А когда они пойдут на улицы или выборы, то потянут за собой и просто «овощей».

Потом наш разговор сместился в русло информационных технологий, и Палыч стал называть мне интернет-издания и площадки, которые его клан купил (или выступил инициатором создания), когда те набрали увесистое число подписчиков. Оказалось, что ряд наших молодёжных лидеров, играя на патриотических идеях, раскручивали свои проекты с одной лишь целью — получать под них инвестиции, а в итоге — выгодно продать.

При этом оказалось, что Палыч неплохо разбирается не только в психологии толпы, но и в технологиях внушения. Он назвал мне три инструмента, которые используются СМИ для формирования общественного мнения.

Продолжение следует

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в клубе ВК