Самое главное в семейном образовании — не оценки, а учёба

Плюсы семейного образования

Сын с удовольствием разглядывает учебник биологии:

Это можно читать просто так!

Действительно, биология — интересная дисциплина. Почему же многие в школе не любили её?

В школе мне нравилась не только биология, но и химия. До сих пор дома лежат тетради, в которые я старательно конспектировал взятые с центральной библиотеки книги по химии. Не было проблем с формулами — меня это всё затягивало. Но вот беда: периодически я умудрялся получать «трояки», а уроки химии до сих пор вспоминаю, передёргивая плечами.

Плюсы семейного образования всплыли моментально, как только мы наладили учебный процесс:

  • нет оценок. А оценка — это не пряник, это кнут. Как правильно заметил мой знакомый психолог: за пятёрку в лучшем случае скажут «молодец», ибо так и должно быть, а за «двойку» устроят скандал. Оценки — это не поощрение, а наказание. Отсутствие оценочной системы старший сын принял с воодушевлением.
  • Нет домашних заданий. Это просто праздник для ребёнка. Зачем выполнять сумасшедшие объёмы, когда тема ясна? Могу сказать как тренер, что больше тренироваться — не значит идти к победе.
  • Гибкое расписание. Ребёнок САМ составляет себе расписание, сам начинает и заканчивает урок, сам определяет количество выполненных упражнений до состояния «тема мне ясна». В итоге отсутствует то самое, что убивает желание учиться: принуждение. Нельзя гнать человека к свободе, силе и счастью палкой. Всё построено исключительно на осознанности и личном выборе.
  • Возможность посещать любые клубы и секции. Дети сами выбирают секции и клубы, которые они хотят посещать. Мы не привязаны к школе, а потому можем ходить в любое время, за счёт чего обеспечиваем себе разнообразное бытие. В настоящее время они посещают трижды в неделю муай-тай, дважды бассейн и трижды в неделю ходят тренироваться со мной в аллею здоровья. Считаю, что даже с педагогической точки зрения это полезнее, чем просиживать штаны за партой по 6-7 (упаси Господи!) уроков.

Сразу отвечаю на возможный вопрос некоторых родителей по части того, что, мол, их дети не способны к осознанности и самостоятельному выбору. Ответ мой таков: не унижайте своих детей. Они — ваше отражение.

Впрочем, я не назвал самые главные плюсы СО. Но они касаются тех, кто разделяет ценности свободного Охотника:

  • возможность путешествовать. Всем известно, что школьный график усложняет жизнь семье, если семья ориентирована на путешествия. Я считаю, что путешествия — один из основных инструментов развития, воспитания и образования детей. так как именно в путешествиях они видят мир во всём его разнообразии и учатся с ним взаимодействовать. Не посредством книг и фильмов, а своими руками и ногами. СО позволяет наладить учебный процесс без отрыва от активного взаимодействия с миром.
  • возможность научиться самостоятельно учиться. Это — самое важное сокровище СО. Дети проявляют личную инициативу в организации учебного процесса, учатся сами, а не из-под палки. Сами планируют, сами себя мотивируют, учатся распоряжаться временем и пр. Всё это — бесценное сокровище самостоятельности, которое в зрелом возрасте выливается в способности занять активную позицию по отношению к миру, а не ждать чьей-то указки.

Проверяю ли я выполненные уроки своих детей?

Старший изучает программу 5-го класса. Его я почти не проверяю. Всё, что позволяю себе — это беседовать с ним по гуманитарным дисциплинам, помогая сложить цельную картину мира. Русский и математику практически не трогаю. Если у него возникают где-то сложности, он сам ищет ответ в интернете, если не находит — спрашивает у меня.

Контроль знаний при этом осуществляется с помощью соответствующих брошюр, которые с избытком можно найти в любом книжном магазине, или с помощью тестов в интернете.

С младшим сложнее, так как он у меня условный первоклассник. С ним приходится заниматься. Но я применяю следующую тактику:

  • сначала предлагаю ему самостоятельно ознакомиться с заданием и попытаться решить его самостоятельно. Это важно, чтобы он приучался к самостоятельной работе с учебником.
  • Новую тему объясняю, подробно разбираем. Первые задания решаем вместе, потом даю на закрепление аналогичные материалы для самостоятельной работы.
  • По окружающему миру проводим занятия в виде бесед.
  • Читает много, но я вместе с ним разучиваю стихи. Сейчас остановились на Хайяме.

Считаю, что время, вложенное сейчас в него, в будущем окупится сторицей: он не станет тем инфантильным существом, которое садится на шею родителям. А в подтверждение своих слов скажу, что старший у меня стал зарабатывать первые деньги в интернете. Таким образом, он реально видит для чего ему нужен русский язык, математика и информатика. Налицо связь получаемых знаний, дела и финансового успеха.

Воспользовавшись тем, что дети столкнулись с необходимостью самостоятельно решать деловые задачи, я мягко и ненавязчиво параллельно даю им практики из метода «Охотник». Помимо того, что они постигают закон ритма, осваивают азы тайм-менеджмента, я осторожно подвожу их к целеполаганию, к созданию привычки всё время смотреть в своё будущее и видеть там перспективы, ради которых сегодня нужно постараться.

Итогом этого является их личная образовательная инициатива:

Папа, давай будем изучать английский язык! Мы хотим съездить в Европу и США!

Ну что ж… Раз ребёнок просит — как можно отказывать?

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в клубе ВК

__________________________________________________________________________________

Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator

Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.