Следующий учебный год в нашей семье пройдет под эгидой подготовки к ЕГЭ. Дочь идет в 11 класс, предметы для сдачи давно выбраны, вузы тоже, осталось только усиленно готовиться. Невротизация детей на эту тему началась уже давно, учителя заранее пугают готовят детей к ЕГЭ.

Я согласна, что готовить детей к экзаменам нужно, в том числе и психологически. А вот формировать в них ложные ожидания не должны ни школа, ни родители.

Часто я слышу тезис о том, что у всех равные шансы хорошо сдать ЕГЭ. Так говорят учителя своим ученикам, видимо, в надежде замотивировать последних учиться лучше.

Но это же неправда. Ни о каких равных шансах на успешную сдачу ЕГЭ не может быть и речи.

Давайте разберемся, почему.

1. Разные интеллектуальные возможности. Не все ученики хорошо учатся, кому-то трудно усваивать школьную программу, у кого-то плохая память и страдает внимание. Есть те, кому учеба дается легко и с успеваемостью нет никаких проблем. По результатам выпускников можно предположить, что есть корреляция между успеваемостью по предмету и результатами ЕГЭ, т.е. если у ученика оценка между двойкой и тройкой, не надо ожидать, что ЕГЭ он сдаст на 80+.

2. Мотивация. Уровень мотивации ребенка не стоит сбрасывать со счетов. Кто-то готов прикладывать усилия ради своей цели, правильно расставить приоритеты, частично отказаться от развлечений, хобби, общения. А другой будет относиться ко всему халатно, учиться спустя рукава и не прикладывать никаких усилий. Соответственно, и результаты этих учеников будут разными.

3. Осознанность выбора. Этот пункт связан с мотивацией. Чем осознаннее выбор подростка, тем выше его мотивация. Если подросток сам выбрал будущую специальность, исходя из своих интересов, склонностей, если он сам выбрал предметы для сдачи ЕГЭ, то ему не надо будет объяснять, зачем вкладываться в подготовку. Если же подростка заставили родители или он выбрал предметы за компанию, по пути наименьшего сопротивления, то вряд ли он будет с фанатизмом готовиться к экзаменам.

4. Тип темперамента и особенности нервной системы. Успешная сдача ЕГЭ — это не только знания предмета, но и психологический настрой. Хорошо подготовленный ребенок может так разволноваться, что забудет то, что знал. А внутренне спокойный сможет просто догадаться, какой ответ правильный, потому что логически проанализировал задачу.

5. Материальные возможности родителей. Кто бы что ни говорил, но это тоже важно. Чем выше благосостояние родителей, тем больше у них возможностей обеспечить ребенка репетиторами, дополнительными курсами, подготовительными занятиями. А у кого-то этой возможности не будет и вся подготовка будет ограничена только рамками школы. Не знаю, можно ли сейчас поступить без дополнительной подготовки, скорее нет, чем да.

Как видите, равные возможности перед ЕГЭ — это миф. На его успешную сдачу влияют многие факторы, начиная от того, в каком настроении проснулся ребенок в день экзамена, заканчивая тем, как он расставлял приоритеты в течение учебного года.

Каждый должен вложиться по максимуму: школа — в знания учеников, ученики — в собственную учебу, родители — в обеспечение дополнительных источников подготовки. И только в этом случае можно рассчитывать на высокие баллы. А надеяться на авось или на то, что у всех равные шансы, не очень разумно.

А вы переживаете за ЕГЭ своего ребенка?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»