Отрицательные эмоции у детей

«Дети развиваются, когда учатся жить с отрицательными эмоциями, не искореняя их».

Как родитель и психолог, я часто думаю об эмоциональных проблемах, с которыми приходится сталкиваться детям каждый день. На данный момент мы несём большие потери в связи с пандемией, это ограничение социальных связей и взаимодействий, образовательные прорехи и психологическая неопределённость. Многим родителям недостаточно подготовки для того, чтобы обсудить трудности современного мира с детьми.

Взрослый инстинкт заключается в том, чтобы спрятать отрицательные эмоции от окружающих людей. Сохраняя спокойствие, мы можем жить дальше.

Оценка самочувствия ребёнка происходит через основной метод – наблюдение. Мы наблюдаем, улыбается ли он и остаётся ли продуктивным.

Несмотря на наши хорошие намерения, подобный подход редко срабатывает. Часто он служит сокрытием огорчения или замешательства в среде подростка.

Инстинкт берёт начало из ложного убеждения, говорящего, что психологически здоровый человек чувствует себя счастливо всё время.

Тем не менее, психологические наблюдения показывают, что быть «здравомыслящим» означает иметь способность любить и творить, иметь гибкость, чтобы эмоционировать в зависимости от ситуации, а также набираться сил и получать опыт от болезненных эмоций.

Психологическое благополучие – это то, к чему мы стремимся, объединяя силу и устойчивость.

Основной подход, позволяющий родителям помогать детям и самим себе – взаимодействие и построение стратегий для преодоления болезненных эмоций. В ситуации, когда эмоциональная поддержка не способна оказать опору, стратегия поможет ощутить почву под ногами.

Исследуйте эмоции с любопытством, а не осуждением

Испытывая болезненные эмоции, мы стараемся заглушить возникшие чувства. Дети могут использовать для этого видеоигры, книги, переедать или обращаться к алкоголю.

Процесс, помогающий адекватно принимать эмоции состоит из двух элементов:

1. Изучение и идентификация эмоций.

2. Принятие решения испытывать эмоции без осуждения.

Приостановка суждения – ключевой момент, помогающий не попадать в эмоциональные узлы.

Примеры эмоциональных узлов:

• ревность – это ненормально;

• грустить – это проявление слабости;

• сердиться – это неуважение к человеку.

Когда родитель слушает и принимает эмоции ребёнка без осуждения, он позволяет ему самостоятельно прожить их и сделать собственную оценку переживаемого состояния. Позволить ребёнку чувствовать – первый шаг, чтобы научиться работать с эмоциями.

Спросите, что передают возникшие эмоции

Страх, тревога, печаль сигнализируют о возможной ошибке, но также указывают на фактор роста. Понимание эмоций ведёт нас по продуктивным и исцеляющим путям.

Депрессия и тревога у ребёнка указывает на то, что их жизнь находится в дисбалансе. Следует оставить на время экраны мобильных телефонов или социальные сети.

Негативные и подавляющие чувства указывают родителям на то, чтобы они глубже посмотрели на эмоции своего ребёнка.

Почему он часто кажется раздражённым? Почему его ничего не интересует?

Мой 11-летний сын казался вялым, эмоционально незаинтересованным в деятельности, которую раньше любил. Я замечала – он испытывал чувства, но старался их подавить. Когда мы сели разговаривать, я предложила исследовать его эмоции, он отвернулся и не стал слушать.

Однако после нескольких бесед, ему удалось преодолеть подавленность, и он разрыдался. Признался, что после плохого происшествия с учителем, ему страшно, что подобное может случиться с членом семьи.

После сложного всплеска эмоций сыну стало легче, и мы смогли справиться с тревожностью.

Негативные эмоции не делают нас хрупкими

Барьер в изучении эмоций печали и страха – это вера в то, что они делают нас хрупкими и уязвимыми. На самом деле всё обстоит наоборот.

Эмоции, которые мы способны признать всегда делают нас сильнее. И наоборот, подавленные эмоции ослабляют нашу устойчивость к внешнему миру.

Концепция антихрупкости, описанная Н.Н. Талебом, гласит: «В то время как устойчивость является качеством, позволяющее нам сопротивляться и восстанавливаться от стресса и проблем, антихрупкость набирает силу из внутреннего желания бороться с негативом».

Антихрупкие системы становятся жёсткими, слабыми и неэффективными, если им не бросать вызов и не позволять реагировать на ситуацию. Мы становимся лучше лишь тогда, когда способны справляться с беспорядком и непредсказуемостью, приспосабливаясь к ним.

Если мы решим, что эмоциональные проблемы ребёнка следует избегать, а не учиться жить с ними, с большей вероятностью они вырастут эмоционально хрупкими и жестокими.

Разговаривайте открыто, ничего не скрывайте

Вопросы наших детей должны получать развёрнутый ответ без увиливаний. Дети всегда чувствуют, когда взрослые боятся что-то сказать.

Сокрытие информации для их блага чаще встречается открытой агрессией и состоянием, при котором ребёнок не оценивает себя, как достойного человека, умеющего хранить тайны и принимать информацию.

Насколько бы серьёзным не был момент, всегда найдутся факты, опираясь на которые можно найти силы, чтобы справиться с этим. Это важно доносить ребёнку.

Беспокойство говорит о том, что мы признаём сложную задачу и понимаем, у нас есть ресурсы для её решения.

Станьте партнёром для ребёнка

Это нормально, если вы не можете найти ответ на любой вопрос. Дайте детям возможность почувствовать себя компетентным и признайте, что они являются важной частью в решении сложной задачи.

Решая проблему, сосредоточьтесь на выявлении того, что мы не можем контролировать и отбросьте это. Сосредоточьтесь на решении тех задач, которые могут измениться, а то, что не зависит от вас – спокойно примите.

Наша задача, как родителей, состоит в том, чтобы помочь детям принять и задействовать весь спектр эмоций. Научить их способности находить ошибки и исправляя их развиваться и совершенствоваться.

Нет возможности приехать лично на прием? Не отчаивайтесь! Вы можете получить квалифицированную консультацию в режиме онлайн.

Ваш личный психолог в Дюссельдорфе или онлайн

www.appelhans.co

#Елена_Аппельханс #Jelena_Appelhans #семейный_психолог #русский_психолог_вгермании #русскоязычный_психолог_вдюссельдорфе #русскоговорящий_психолог_вдюссельдорфе #детский_психолог #подростковый_психолог #коуч #коучинг