Сегодня понятие «фарцовщик» слишком размыто: к ним относят билетных перекупов на ступеньках театров, продавцов значков, цветочников каких-то и так далее. Но это вот и есть спекуляция в чистом виде. Настоящая деятельность под этим набившим оскомину словом — продажа оригинальных вещей иностранного производства, которых нет в свободном доступе.
Это даже не дефицит, который завсклада приберег для своих. Это уникальный штучный товар, который переправляли из за границы, выменивали, доставали за обаяние, красивые глаза и экскурсии по городу. Поймать на улице интуриста, разговорить, уговорить что-то продать — это же талант. Для крупной фарцовки одеждой нужны были навыки и далеко не среднестатистические способности. Выцепить иностранца, улыбнуться, как-то наладить контакт, завести оживленную беседу, привести в буфет, где уже была налажена связь с официанткой или буфетчицей-спекулянткой. И это лишь одна из схем, которых были миллиарды.
Причем стать фарцовщиками хотели многие, но получалось у единиц. Выгоняли из вузов, из комсомола, могли посадить, а про расстрел Яна Рокотова до сих пор вспоминают все, кто хотя бы немного жил в СССР.
Зачем это все
Например, рубашки и сигареты уходили сразу, равно как и джинсы. На туфли могли претендовать сразу две-три девушки, причем даже неважно, что ни одной из них они были не в пору.
Они и правда рисковали, у них была бойкая и хаотичная иерархия. Купить по дешевке у иностранцев сразу много пар джинсов, рубашек, нейлоновых носков — не шутка.
За ними все время охотились люди из органов, и элементарная продажа чулок могла закончиться этапированием в холодные края. Ну а если даже теплые, все равно небо на зоне только в клеточку. Помните несравненную Раневскую в роли спекулянтки королевы Марго из фильма «Легкая жизнь»? Талант продавать, доставать дефицит, доставать такое, чего на всей территории СССР вообще могло не быть — это же искусство.
Если взглянуть на деятельность крупного фарцовщика (не горничную из Интуриста) современными глазами, что мы увидим? Парней с прекрасными актерскими, коммуникативными, лингвистическими способностями. Ну а умение продавать у крупных фарцовщиков было межгалактического уровня.
Впрочем, при таком спросе и продавать ничего не нужно было. Это сегодня каждая фирма спит и видит, как бы штатный маркетолог поднял продажи хотя бы на 5% от текущего уровня. Предложений сегодня — мириады мириадные, а наш спрос избирателен. А тогда чтобы купить фирмУ, нужно было отдать кровные, накопленные годами, ждать, надеяться и просить.
Но мы ушли в сторону. Так, известный столичный фарцовщик и поэт Орлуша был реальным советским денди. Швейцары всегда принимали его за иностранца, он был одет так круто и не по-советски, что даже на нью-йоркском Манхэттене его сразу приняли бы за своего.
У фарцовщиков очередь была расписана на год вперед. Покупатели тряслись и переживали, как бы заказ не ушел кому другому за накинутый сверху червонец. Они были проводниками в мир потребления, к другой жизни. Детям 90-х и нулевых этого не понять.
Они были несоветскими ни по мыслям, ни по взглядам, это были дельцы, живчики и предприниматели, которые сегодня достигли бы немыслимых финансовых высот. Фарцовщик выходил утром или вечером «в поля» искать иностранцев.
С чего началась наша фарца
28 июля 1957 — шестой международный фестиваль молодежи и студентов. Хрущев рассчитывал показать миру, как шестая часть суши освобождается от сталинизма и превращается в дружественное государство. В столицу приехали почти 35 000 иностранцев. Такого еще не было в истории Москвы. Москвичи увидели не старых пузатых буржуев из стан загнивающего капитализма, а молодых, приветливых и дружелюбных студентов и молодежь в джинсах. Они были одеты в яркие, добротные и стильные вещи необычных фасонов. Туфли, кеды, те же джинсы всевозможных оттенков, майки, трикотаж, фурнитура, ткань — все было на 10000 шагов впереди советской промышленности.
Бартерный обмен сувенирами быстро перешел значки и открытки: масштабы скупки были такими, что многие гости уезжали буквально в одной футболке и трениках. Или в страшных тряпках. Считай, голыми, но счастливыми. У них покупали абсолютно все от носков до авторучек.
За сотрудниками посольств и МИДа КГБ следил особенно пристально. Но к этому времени из стиляг выделились фирмовики, которые хотели одеваться во все фирменное. Не просто яркие шмотки, которые шили стиляги из ярких тканей на западный манер в подвалах, а в те же вещи, которые были доступны иностранцам. Где взять? У работников посольств и МИДа, за которыми КГБ следил особенно пристально. Но сами понимаете, в масштабе всей страны такие разовые и рисковые сделки по знакомству с послами могли осуществлять…ну…золотая молодежь и ее высокопоставленные родители. Элита партийная, интеллектуальная, финансовая (помните, как у Райкина: «На первом ряду уважаемый человек — завсклада»).
Дипработники изредка сдавали что-то в комиссионку. «Комок», как говорили в народе. Например, в Москве один такой был на Арбате, а второй на Герцена. Договорившись с человеком в комиссионном, можно было получить заветный костюм, пиджак или джинсы своей мечты. И дрожащими руками унести с собой, радуясь до слез. Первые фарцовщики покупали прежде всего для себя, чтобы надеть и появиться в университете как Элвис Пресли. Поносив полгода, можно было эту вещь продать безмерно благодарному одногруппнику и еще подзаработать, накинув сверху.
А после фестиваля фарцовка стала массовым явлением, появилось новое поколение людей. Ну а что могла советская легкая промышленность, если все деньги государства уходили на военную?
Остапы Бендеры мира советской моды
Но по советским законам это скупка и перепродажа в целях наживы. А сегодня любой дурак может этим заниматься в меру способностей.
С начала 60-х все больше и больше советских людей хотели во что бы то ни стало обладать импортной вещью. Французские замшевые пиджаки и юбки, джинсы, английские туфли отрывали с ногами. Хотя бы одна западная вещь полностью меняла облик, потому что кричала: «Я куплена за огромные деньги у фарцовщика/привез друг дипломат».
У людей не было иного выхода, кроме как идти к ним. К началу 70-х джинсы стоили примерно 70-80 рублей — кто-то получал такую зарплату за месяц. А к 80-м цена за них достигла до 100-120 руб. В условиях тотального дефицита джинсы стали культом и главной массовой модной мечтой.
Советская одежда постепенно была скомпрометирована до такой степени, что к началу застоя носить только отечественные вещи было моветоном. Уделом стариков и КГБ. Парню в советских штанах нечего было делать в тусовке обладателей Lee, Levi’s, Wrangler.
Сегодня на Бентли не смотрят так, как в СССР на оригинальные новые Levis’501.
Сергей Довлатов целый рассказ посвятил фарцовке с финнами. Дело было так: в Финляндии были ограничения на продажу алкогода. Так что мы им водку, они нам носки. И в рассказе речь шла о партии в несколько сот креповых носков. Пестрые синтетические носки с принтом были безумно, ну просто бешено популярны. Их хотели даже больше джинсов. Сами носки были в двух вариациях: голубые с белым и коричнево-песочные. Достать их было нереально, но жаждали этого все. И представьте профит: у фарцовщиков они стоят 6 р., а финнки продавали их за 60 копеек. То есть наценка в 1000%! А в рассказе неудавшиеся коммерсанты погорели на том, что через пару дней после сделки в ленинградские магазины завезли огромную партию таких же носков. Но советских и дешевых.
И если рассудить максимально здраво, то окажется, что фарцовщики выполняли заветные мечты советских граждан, рискуя очень и очень многим. Даже жизнью. Об этом и многом другом вы можете узнать на курсах стилистов-имиджмейкеров. Новая профессия, новая жизнь.
Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас на сайте всегда много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion!
А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)
А вы считались бы красивой в Древней Греции или Древнем Риме? Каноны и эталон античной красоты от О.С. Лебедевой
Тонкие брови-ниточки как у Верочки снова в мейнстриме: супермодели 90-х и современности однозначно выбирают их