Мессенджеры создавались, чтобы сделать наше общение более лёгким, но отсутствие культуры их использования превратило «общалки» в убийц времени.

Психическая инерция: отвлечься просто, сосредоточиться сложно

Сегодня практически невозможно найти организацию, которая не использовала бы те или иные мессенджеры для своей деятельности. Даже по линии школы дети и родители объединены в чаты, через которые классный руководитель или администрация школы доводит до своей аудитории ценную информацию. Или не совсем ценную, то есть ту, которая съедает ценный ресурс внимания, а в замен не даёт ничего.

В классном чате «4-А» я был единственным мужчиной. Не скажу, что это давало мне какие-то преимущества. Поначалу меня очень раздражало поведение мамок, которые засоряли чат всякой ерундой, не имеющей к классным делам никакого отношения. Не смотреть сообщения я не мог, так как эпизодически классный руководитель сбрасывала действительно важную информацию, но и отвлекаться каждый раз на очередную глупую реплику скучающей на работе тётки было неприемлимо.

Рич Фернандес, эксперт в области развития внимательности, утверждает, что человеку, единожды отвлёкшемуся по какому-то пустяку, требуется около десяти минут времени, чтобы достичь прежнего уровня сосредоточенности. Воистину, внимание — это исчерпаемый ресурс. И если мы тратим его на всякую ерунду, то нам его катастрофически не хватает на приоритетных направлениях.

И я нашёл решение своей проблемы. При первой же левой реплике в чате, я отключал уведомления с него на срок от одного до восьми часов в зависимости от обстановки. Перестал отвлекаться и тратить свои психические ресурсы понапрасну.

Кстати, моя основная деятельность идёт через соцсеть ВК. Именно поэтому уведомления с неё у меня давным-давно отключены.

Три правила применения мессенджеров

Логика здесь проста: через ВК идёт основная масса сообщений и уведомлений. Если на них постоянно отвлекаться, то невозможно будет решить мало-мальскую задачу. А срочность сообщений со всех мессенджеров довольно низка. Действительно срочные вещи решаются по телефону. Всё остальное может просматриваться один раз в сутки.

Ещё один пример. Я как блогер зарабатываю на Дзен. Мой канал состоит в парнёрской программе «Нирвана», у которой есть свой чат в «Телеграмм». Когда меня подключали к этому чату, я был рад новым возможностям. Но довольно быстро я убедился в низкой ценности публикуемых там сообщений и сначала отключил уведомления чата, а затем и вовсе удалил сам чат. По этой причине не создаю чата на самом канале в Дзен: это просто трата времени на пустопорожнюю болтовню.

Мессенджеры создавались и внедрялись в деловую среду для ускорения процессов передачи информации. Но отсутствие культуры обращения с ними привело к обратному эффекту.

«Главный вред от мессенджеров – впустую потраченное время сотрудников и их частые отвлечения от рабочих обязанностей. Человек может и не сидеть активно в чате, но он не сможет сосредоточиться, если будет постоянно получать оповещения от «собеседников». От таких прерываний очень страдает эффективность работы, а 40-минутная задача растягивается на 2 часа».

Алексей Дрозд, директор учебного центра SearchInform

Но из чего же должна складываться культура работы с мессенджерами?

1. Делу — время, потехе — час.

На рабочем месте отключать всё, что отвлекает от работы («общалки»). Завершив трудовой день, отключать все рабочие чаты.

2. Для проверки почты установить специальное время в расписании.

Если есть необходимость периодически шерстить чаты с сообщениями по работе, в расписании выделить на это специальные промежутки времени, так, чтобы не было необходимости отвлекаться постоянно.

3. Отключать все мессенджеры перед ответственной задачей.

Даже рабочие чаты есть смысл отключать перед наиболее ответственными трудовыми модулями, требующими предельного сосредоточения. Будем помнить о том, что действительно срочные вещи доводятся по телефону, а «пищалки» могут подождать вас 30-40 минут.

Рудияр

Я общаюсь с подписчиками в клубе ВК