Каждый педагог знает, что засыпающие на уроках дети — естественная часть школьного пейзажа

Вражеская пропаганда

Занимаюсь с младшим отпрыском прописями. И вдруг… Какая прелесть! В прописи напечатана пословица в качестве напутствия начинающим школьникам:

Кто хочет много знать, тот должен мало спать!

Я аж расцвёл от такого безобразия. Двадцать первый век на дворе, а головы малышей забивают вражеской пропагандой! Сын мне говорит, тыкая в пословицу:

Папа, это же ерунда!

Я согласно киваю головой, а сам лезу в Сеть, чтобы посмотреть, что по этому поводу думают другие ребятишки. Знаете, в младших классах любят задавать объяснение пословиц. Интересно, как эту объясняют дети?

На портале «Ответ» от Mail.ru Анастасия просит:

Объясните пословицу «кто хочет много знать, тому нужно мало спать».

Более сообразительные ровесники ей втолковывают:

Вместо того, чтобы спать, займись полезным делом.

— Для того, чтобы много знать — надо много учиться, а значит спать некогда.

Стоит ли удивляться, что при подобном отношении ко сну 45% населения планеты страдают различными формами нарушения сна, которые бумерангов возвращаются в работу, учёбу, творчество, отношения?..

Подобная позиция, противопоставляющая потребность во сне и способность к обучению не только лженаучна, но и аморальна. Такие пословицы, а особенно их обсуждение (выводы на их основе) — это пусть не злонамеренное, но самое настоящее внушение, ведущее к отсутствию культуры сна, разрушению здоровья и тотальному подрыву качества жизни.

Кто мало спит, тот на цепи сидит

Школы создавались тогда, когда тёмную крестьянскую кость нужно было готовить к рабскому труду на активно строящемся производстве. Тогда поощрялся детский труд, розги и двенадцатичасовой рабочий день. В ту эпоху лозунг «мало спать — много знать» мог бы служить оправданием беспросветному существованию рабов нового типа. Но в XXI столетии такие пословицы выглядят чудовищным атавизмом. При этом речь идёт об учебном пособии для «общеобразовательных организаций».

Современные исследования убедительно проводят прямую связь между качеством сна и качеством работы мозга. При недостатке сна способность мозга усваивать новую информацию падает на 40%. Насколько качественно проходит обучение несчастных школьников, которые согласно усвоенной пословице, зубрят домашку до полуночи, а потом сражаются с зевотой на уроках?

Я всегда исходил из того, что свободный человек спит столько, сколько хочет. У меня двое сыновей, и каждый из них встаёт в своё время. Я никого не бужу на утреннюю зарядку, потому что знаю: у каждого человека своя собственная, уникальная, генетически детерминированная потребность во сне. Если не дать ему её удовлетворять, с него нельзя будет требовать качественного решения каких-либо задач.

При этом в моей семье всегда блюлась и продолжает блюстись культура сна. Согласно ей, мы ужинаем в 20.30, затем начинается подготовка ко сну: вечерняя гигиена, традиционное чтение в тишине при включённых бра (освещение крайне важно для выработки мелатонина) и, наконец, отбой в 21.30. Не зависимо от того, будние это или выходные. При этом младший спит меньше старшего — таковы особенности работы их нервной системы. Это нужно знать о себе, уважать это в себе и с уважением относиться ко сну: пусть организм возьмёт столько, сколько ему нужно. Без будильников, пионерских горнов и идиотских пословиц.

Я придумал свою пословицу: «кто мало спит — тот на цепи сидит». Опубликую завтра её в качестве вопроса на ресурсе «Ответ», посмотрим, что скажут дети…

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

_______________________________________________________

Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator

Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.