Эта история произошла лет десять назад, когда я переехал жить в деревню. Для иного она послужит доказательством существования сверхъестественных сил. Для меня — примером особенностей работы мозга, которые можно изучить и применить себе во благо.

Я возвращаюсь в родную деревню каждый год, с благодарностью вспоминая прошлое

Разговор с Лешим

Я потерял нож, который подарили мне друзья, когда провожали в армию. Нож с гравировкой «Путь воина». Обыскал всю поляну. Точно знаю, что выронил здесь — но всё тщетно. Вернулся в деревню. Работаю, а сам места себе не нахожу: не хочется терять такую ценность. Снова решил вернуться.

Вернулся на ту же поляну, стою, прикрыл глаза. И так, ради смеха говорю про себя: «Хозяин леса, верни мне моё!«. Открываю глаза, смотрю — вот он нож, в траве лежит передо мной. Мистика?

Мы все очень любим сказки. С раннего детства их слушаем, и не перестаём любить, когда взрослеем. Даже самый конченный скептик читает художественную литературу и смотрит фильмы. Потому что мы все любим сказки. Однако любить и верить — не одно и то же. Найдя нож, я ни на секунду не усомнился в том, что мой мозг меня подвёл тогда, когда разум был зашорен эмоциями. Стоило успокоиться и начать спокойно осматривать местность — вот и нашлось, что потерялось.

Но факт остаётся фактом: на каждого рационально мыслящего материалиста приходится десяток мистиков. Почему? Почему чаще всего из двух объяснений человек предпочитает выбирать наиболее невероятное, за уши притягивающее сверхъестественное? Почему мозг любит сказки? Ответ даёт нейрофизиология.

Самообман в обмен на дофамин

Эволюция заложила в нас мощнейшую тягу к познанию. В виду того, что единственным средством борьбы за выживание для наших предков стал разум, было крайне важно подтолкнуть человека к постоянному приобретению и накоплению нового опыта. Тот, кто проявлял любопытство, понимал больше и учился новому, приобретая преимущества над остальными. Поэтому, как утверждают биологи, человек гораздо любопытнее своих млекопитающих собратьев.

На физиологическом уровне это проявляет себя в специфике работы дофаминэргической системы мозга. Дофамин — нейромедиатор, отвечающий за чувство предвкушения. Мы же все любим сюрпризы, не так ли? Благодаря дофамину.

Мозг перестаёт реагировать выбросами дофамина на привычные стимулы, и то, что нас радовало вчера, уже не возбуждает сегодня. Сегодня нам подавай что-то необычное. Поэтому мы осознанно или бессознательно, но стремимся из рутины в сказку. Мистика удовлетворяет эту потребность, при этом нас нагло обманывая.

По своей сути, мистика — это не выход в пространство Нового, это вход в Зазеркалье, где человек получает свой дофамин не приближаясь к истине, а удаляясь от неё.

Но возможно ли удовлетворять потребность мозга в тайне, не прибегая к самообману?

Ты видишь не мир, а свою реакцию на него

От мистиков, критикующих научную картину мира, я часто слышу очень интересную вещь:

— Наука скучна!

Но скучна ли? Я стал открывать для себя научный метод и, соответственно, научную картину мира только после тридцати. Увы, вынужден признать, что одиннадцать лет в школе и четыре года в университете не дали мне никакого понимания того, что же такое наука.

Мне, как и всем мистикам, казалось, что «простые объяснения» малоинтересны. Однако когда я начал открывать для себя науку не из-под палки преподавателя, а по собственной инициативе, оказалось, что научная картина мира сложнее, гораздо сложнее любой сказки. И куда интереснее. Но что самое главное — она даёт практический инструмент изменения себя и мира. Ведь, как известно, практика — мерило истины.

И вот как моя психологическая практика сегодня позволяет победить рутину, не выпадая за рамки научной парадигмы.

Картина мира — это модель, основанная на самовосприятии. Каким мы видим сами себя — таким видим и мир. Мир кажется нам скучным и однообразным тогда, когда он держится на одних и тех же наших реакциях на него, то есть наших привычках. Но стоит выйти за пределы ограничивающих тебя реакций, как ты начинаешь видеть себя иным, совершенно не похожим на «Я» привычное. И тогда мир вокруг тоже начинает блистать множеством прежде не замечаемых оттенков.

Кандидат психологических наук Елена Владимировна Мартынова утверждает, что психическое здоровье зиждется на постоянной готовности человека к самоизменению, осознанному изменению своих поведенческих программ. А это требует от нас изменения представлений о себе самом.

Не мир скучный. Ты — скучный. Не мир однообразен — ты застрял в одной и той же колее. Ты — гораздо большее, чем сам о себе думаешь. Выйти за рамки этого самого «думаешь», изменить своё поведение, изменить свои реакции на внешний мир — вот задача того самого практического инструмента, который и дарует нам научный метод в русле психологии. А эта задача не только претендует на роль смысла жизни, но и удовлетворяет потребность мозга в Новом.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК