Выбор будущей профессии — это длительный процесс, который не начинается в старших классах школы. Ребенок на протяжении всей жизни познает мир, самого себя, а потом понимает, чем ему хочется заниматься в этой жизни и какое место в ней занять.

Понимание это основывается на осознании своих интересов и способностей, но с учетом состояния рынка труда. Подробнее об этом я написала в статье «Как помочь подростку выбрать профессию».

На первом этапе подростку важно определить круг своих интересов и способностей, хотя бы отнести их к одной из групп: «человек — природа», «человек — человек», «человек — художественный образ» и т.д.

Из этой группы можно выбрать несколько подходящих специальностей, например, экономика, медицина, психология, лингвистика.

На этом обычно все успокаиваются, вроде как выбор сделан, надо готовиться к поступлению на соответствующий факультет. А на самом деле, пройдена только половина пути, что уже хорошо.

Проблема в том, что часто подросток имеет очень смутное представление о том, чем занимаются представители выбранной им профессии, или эти представления ошибочны. Многие делают выводы только на примере успешных людей и не задумываются об обратной стороне этого успеха.

Это как прийти в театр, восхититься мастерством балерины и решить, что балет— это всегда сцена, аплодисменты, цветы, поклонники и восхищение публики. Но ведь балет — это еще кровь, пот и слезы балерины, переломанные пальцы, стекла в пуантах, перманентное чувство голода, адский труд и куча других ограничений. Но про это же мало кто думает.

В советское время была хорошая традиция устраивать встречи с представителями различных профессий. Также на предприятиях, где работали родители, проходили встречи для детей, где можно было своими глазами увидеть, что делают родители, в чем заключается их работа. Для подростков это было отличной возможностью хотя бы составить первичное впечатление и понять, мое-не мое.

Думаю, идея с УПК — учебно-производственными комбинатами (если вы их застали), была нацелена тоже на это. Может, она была воплощена не совсем правильно, но целью УПК было познакомить детей с конкретной профессией на практике, чтобы ребенок своими руками попробовал что-то поделать.

Сейчас такой возможности у подростков практически нет, если только родители сами не найдут такого специалиста и не попросят его пообщаться с ребенком.

Если ребенок хорошо представляет себе содержание будущей профессии, если у него нет неадекватных ожиданий от нее, если он готов к потенциальным трудностям, в этом случае мы можем считать, что выбор сделан осознанно.

Осознанный выбор не дает стопроцентной гарантии, что ребенок никогда не разочаруется в выбранной профессии. Такая вероятность всегда есть, но она небольшая.

Гораздо выше она в том случае, если выбор сделан за компанию, потому что так мама сказала, по пути наименьшего сопротивления, лишь бы куда поступить и по другим подобным причинам.

Любому родителю хочется, чтобы ребенок не испытал разочарования в своем выборе, поэтому родители так стараются найти баланс между разумной помощью со своей стороны и доверием и уважением к выбору ребенка.

А вам нравится ваша профессия? Вы не ошиблись в своем выборе?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»