Венера, или греческий эквивалент Афродиты, ― богиня любви и самая красивая женщина Олимпа. Настоящего мифологического Олимпа, а не модного (уже устоялось выражение про богов модного Олимпа и бла-бла-бла).
Венера исключительно красива, соблазнительна, она богиня любви, а упоминание ее имени априори означает чувственность и эталонную женскую красоту.
Боба Дагган в статье под названием «Как Венера Милосская изменила женскую красоту» он подробно объясняет, что:
Венера была чем-то вроде Ким Кардашьян из прошлого, поскольку она была очень идеализированной красавицей, ею восхищались, что видно во всех историях о ней. Благодаря восхищению Венерой мы видим, как за последние 100 лет она превратилась в идола современной поп-культуры и даже почему-то феминизма. Хотя причем тут феминистки? Но что есть, то есть.
Но не Венера Милосская, а именно Венера Боттичелли бесконечно использовалась и используется в качестве маркетингового инструмента, пародируется и обыгрывается в моде, музыке, фотографии, живописи, кино, политике.
Как пишет Стефан Веппельманн в каталоге выставки «Переосмысленный Боттичелли» лондонского Музея Виктории и Альберта в 2016 году, «постоянное международное копирование картины в конечном итоге привело к тому, что она стала общим условным обозначением западного высокого искусства как такового».
Бенито Муссолини и Венера
Наиболее известной работой Сандро Боттичелли была «Примавера» (ок. 1477–1482). И только когда фашистский диктатор Бенито Муссолини организовал серию передвижных выставок итальянских мастеров (как политический шаг, но все же), благодаря которому «Рождение Венеры» стала самой известной и прославленной работой Боттичелли.
Написанная на холсте (а не на дереве, как Primavera ), картина могла «путешествовать» по всему миру, не опасаясь деформации или растрескивания. Работа имела огромный успех на Всемирной выставке 1935 года в Лондоне, Париже и Сан-Франциско.
Наконец, в 1940 году в Музее современного искусства Нью-Йорка за 74 дня на «Венеру» пришли посмотреть около 290 000 посетителей! Газеты писали, что эту работу видел каждый 25 человек в городе.
В настоящее время картина является центральным элементом галереи Уффици во Флоренции.
Девушка с обложки
Да, Венера Боттичелли определенно девушка с обложки. Картина эпохи Возрождения обыгрывалась как минимум двух обложек New Yorker с 1990-х годов.
В первом выпуске за май 1992 года иллюстратор Сьюзан Дэвис заменила легкий ветерок Зефира горячим воздухом из фена.
Мир моды давно интересовался Венерой, начиная с обложки раннего американского Vogue и заканчивая украшенным цветами вечерним платьем Эльзы Скиапарелли и заканчивая облегающим коллажем Dolce & Gabbana.
Бейонсе и Леди Гага
Однако наиболее нагло упомянула Венеру в поп-культуре и музыке Леди Гага в альбоме «ARTPOP», записав две песни в ее честь. Одна так и называется «Venus», а вторая ― «G.U.Y.», в клипе к которой Гага изображает себя Венерой.
Там даже не клип, а целый короткометражный фильм получился. Использование Гагой Венеры в песне и музыкальном видео, которое продвигает феминизм, бросая вызов женоненавистническим стереотипам, иллюстрирует влияние Венеры в наши дни. Очевидно, что смелая демонстрация сексуальности и женственности Венеры делает ее иконой в музыке и поп-культуре.
Мона Лиза ― не единственная «живописная» итальянка, которая не только дошла до потомков, но и стала растиражированной поп-иконой. В мире моды и бьюти-индустрии Венера Сандро Боттичелли (1485–1486) снискала гораздо большую славу.
Вспомнить хотя бы прошлогодние коллекции футболок Zara, Mango и Pull & Bear копируют картину.
Сейчас бренды часто делают ставку на узнаваемые картины: от подсолнухов Ван Гога до той поддержки, которую Зара оказала музею Прадо по случаю его двухсотлетия.
Это особый вид лицензии, с которой модные бренды работают над своими футболками. И в данном случае это конкретное соглашение с галереей Уффици во Флоренции, где находится картина.
Красавица Симонетта Веспуччи
Кем была эта женщина, которую Боттичелли изобразил на своем шедевре? Она так же загадочна, как Мона Лиза: известно, что ее звали Симонетта Веспуччи (1453–1476), хотя при рождении ее фамилия была Каттанео. Родилась в знатной семье, переехала в 15 лет из своей родной Генуи (или из Порто Венере, согласно другим источникам) во Флоренцию, чтобы выйти замуж за дальнего родственника того самого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, в честь которого обе Америки получили свое название. Это было время, когда городом правили Медичи во главе с Лоренцо Великолепным.
Вскоре она стала жить придворной жизнью, и о красоте Симонетты во Флоренции ходили легенды. Джулиано Медичи, брат Лоренцо, глубоко влюбился в нее ( неизвестно, были ли они любовниками). На площади Пласа-де-Санта-Кроче прошла ярмарка, в которой участвовал Джулиано, потому что, видимо, наградой был флаг с нарисованным на нем лицом Симонетты: «La Sans Par», или несравненная ― эта фраза сопровождала ее портрет. Симонетта Веспуччи умерла в следующем году преждевременно, предположительно от туберкулеза. Ей было всего 23 года.
Боттичелли же начал рисовать ее в этой скромной обнаженной позе для «Рождения Венеры» задолго до ее смерти. Когда Боттичелли умер, он попросил, чтобы его похоронили у подножия гробницы Симонетты в церкви Оньиссанти во Флоренции.
Мы знаем о Симонетте исключительно благодаря мужским взглядам просто потому, что она была красавицей.
Энди Уорхол
Любопытно то, что отпечаток, оставленный лицом, столько раз нарисованным Боттичелли: количество набросков своей музы, которые он хотел бы сделать в тысяче поз и под разными углами зрения, можно было бы тонко сопоставить с искусством репродукции, которую Энди Уорхол также практиковал. Помимо Моны Лизы, американский художник экспериментировал с лицом Симонетты на шелкографии 1984 года, которую он назвал « Детали картин эпохи Возрождения». Это была часть лота Christie’s по цене от 180 000 до 280 000 долларов.
Только копии Уорхола могли сделать Симонетту самой по себе поп-иконой, ведь ее влияние пошло гораздо дальше. Ссылки на нее мы находим у художников – прерафаэлитов, у Уолтера Крейна, у Рипа Кронка видим фреску на Венис-Бич 1968 года.
Еще более буквальным является появление Умы Турман в фильме «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988), где она появляется на сцене обнаженной из раковины.
В 2016 году музей Виктории и Альберта в Лондоне посвятил выставку наследию Боттичелли во всех областях поп-культуры. И мода была одной из тех областей, где его тень отбрасывалась с особой силой. Британский показ включал, например, два дизайна из коллекции Dolce & Gabbana весна-лето 1993 года, в которых разные фрагменты картины «Рождение Венеры» повторяются снова и снова.
Модных отсылок к Венере Боттичелли было много, но Тьерри Мюглер в своей коллекции прет-а-порте 1995-96 годов включил две прямые аллюзии: модель, которая вышла на парад в скульптурном жемчужном образе в той же скромной позе, что и муза Боттичелли.
Самое интересное другое: другая Симонетта, модель Simonetta Gianfelici , представила черное платье с розовой атласной подкладкой, раскрывающейся ракушкой. Кстати, это то самое винтажное платье Thierry Mugler, которое рэп-исполнительница Cardi B решила надеть на гала-концерт Grammy Awards 2019.
Помимо подиума, модные образы и отсылки к Венере были самыми разнообразными. разные. Мы могли бы упомянуть, например, обновление, которое художник Джордж Лепап сделал для обложки Vogue в 1931 году. Спустя более 500 лет Симонетта Веспуччи повсюду.
Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас на сайте всегда много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion!
А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)
Сара Джессика Паркер и компания снова гуляют по Нью-Йорку в продолжении сериала Sex&City
4 черненьких чумазеньких чертенка начертили 4 трендовых черных пары босоножек для тебя