Легко ли представить Москву без Кремля? Однако у каждого москвича, любящего прекрасное, сердце бы остановилось от ужаса при мысли, что многие знаковые строения Москвы могли быть снесены, в том числе и Кремль!

Причём, далеко не всегда этом были виноваты диктаторы и их странный взгляд на искусство (хотя и без них тут тоже не обошлось).

Как пытались уничтожить Кремль

Екатерина Вторая, жившая и царствовавшая в Петербурге, Москву не любила. И тем более, не уважала Средневековье.

Надо понимать, что европейские архитекторы эпохи Просвещения отрицали средневековую готику, как и архитектуру Индии, Китая и Турции как неклассические.

Они использовались в зависимости от моды, но всегда лишь для выражения различных причуд власть имущих. Московский Кремль – это, конечно же, не готика, но воспринимался он именно так.

По этой ли причине, или по какой либо другой, Екатерина повелела снести ветшавший и разваливающийся Кремль почти полностью, и о его архитектурной ценности не подумала.

И кому она поручила этот проект! Знаменитому Баженову! Да, тому самому, которого прославит дворец в Царицыно в стиле «русская готика», с опорой на любовно сохранённое русское наследие, смешанное с чертами средневековой европейской архитектуры.

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Чем же планировали заменить одну из самых известных ныне крепостей в мире? Да обычным, хотя и величественным зданием в классическом духе, и притом, огромным и достаточно красивым.

Большой Кремлевский дворец по проекту В.Баженова

Конечно, Василий Баженов – не Хрущёв, и Кремль заменяли не на сараи и не на пятиэтажки. Многие историки говорят, что этот дворец стал бы не меньшим шедевром. Но Кремль всё-таки жалко!

Строительство уже началось. Но в это время Россия готовилась к войне с Турцией. После начала войны стройка быстро затихла, и больше такая безумная идея никому в голову не пришла.

Два сомнительных архитектурных проекта Советской России

Пора Революции – пора ярких архитектурных проектов, и некоторые из них были очень масштабны. Высотка вместо ГУМА, гигантские памятники. Вот и башня Татлина – туда же.

Башню Татлина собирались построить так

По своему строению и структуре она была близка к Эйфелевой башне, но к тому времени последние следы декоративности ар-нуво, которые были ещё видны у Эйфеля, улетучились. Башня была ярким примером авангарда. И идея у неё была вселенская.

Вавилонская башня разделила людей на нации и языки, а Коминтерн должен был снова объединить разрозненное человечество. Возведение здания планировалось не в «старой — новой» столице — Москве, а в Петрограде, позднее переименованном в Ленинград.

Модель башни 1919 год

Построить сам каркас по тем временам было не так сложно. Проблема была в другом. В здании планировалось четыре зала для правительства. Каждый из них представлял собой простые геометрические фигуры (в том числе и полусферу). И всё это должно было вращаться с помощью электричества.

Электричества? Каков же был бы счёт за электричество, когда лампочка ещё воспринималась таким же достижением, как звездолёт, когда «коммунизм» и «электрификация всей страны» в знаменитом партийном лозунге стояли рядом? Конечно же, от здания отказались, а потом и авангард запретили…

Но строительство исполинов на этом не закончилось. Оно только начиналось. Проект Дворца Советов преподнёс огромный сюрприз.

Было подано много заявок, и вариантов было множество, многие из них сохранились. Но совершенно неожиданным был проект неоклассического колосса Иофана.

Проект дворца Советов

Здание по сути огромный постамент для статуи Ленина, по размерам не уступавшей Статуе Свободы. С этого момента неоклассика восторжествовала. Потому что и самого Ленина уже на свете не было. А ведь он, хотя и критиковал искусство, всё же мало что запрещал, осознавая, что в искусстве был дилетантом.

Сталин же считал себя экспертом. Пришло время людям, далёким от культуры решать судьбу советского искусства. И никто не говорит, что это и прочие здания были плохо спроектированными (например, Башня Татлина сегодня считается шедевром).

Просто представьте, что Москва и Ленинград стали бы лишь фоном для колоссов, где – то внизу оказался бы Кремль, ГУМ, Собор Василия Блаженного. И только огромный Ленин доставал бы до облаков. Странно и нелепо.

Впрочем, это были не первые и не последние подобные проекты. За сохранение каждого значимого здания в России боролись и борются. К счастью, сегодня мы осознаём, что культурное наследие следует сохранять полностью. И не важно, в каком стиле и когда оно было создано.