Легко ли представить Москву без Кремля? Однако у каждого москвича, любящего прекрасное, сердце бы остановилось от ужаса при мысли, что многие знаковые строения Москвы могли быть снесены, в том числе и Кремль!
Причём, далеко не всегда этом были виноваты диктаторы и их странный взгляд на искусство (хотя и без них тут тоже не обошлось).
Как пытались уничтожить Кремль
Екатерина Вторая, жившая и царствовавшая в Петербурге, Москву не любила. И тем более, не уважала Средневековье.
Надо понимать, что европейские архитекторы эпохи Просвещения отрицали средневековую готику, как и архитектуру Индии, Китая и Турции как неклассические.
Они использовались в зависимости от моды, но всегда лишь для выражения различных причуд власть имущих. Московский Кремль – это, конечно же, не готика, но воспринимался он именно так.
По этой ли причине, или по какой либо другой, Екатерина повелела снести ветшавший и разваливающийся Кремль почти полностью, и о его архитектурной ценности не подумала.
И кому она поручила этот проект! Знаменитому Баженову! Да, тому самому, которого прославит дворец в Царицыно в стиле «русская готика», с опорой на любовно сохранённое русское наследие, смешанное с чертами средневековой европейской архитектуры.
Чем же планировали заменить одну из самых известных ныне крепостей в мире? Да обычным, хотя и величественным зданием в классическом духе, и притом, огромным и достаточно красивым.
Конечно, Василий Баженов – не Хрущёв, и Кремль заменяли не на сараи и не на пятиэтажки. Многие историки говорят, что этот дворец стал бы не меньшим шедевром. Но Кремль всё-таки жалко!
Строительство уже началось. Но в это время Россия готовилась к войне с Турцией. После начала войны стройка быстро затихла, и больше такая безумная идея никому в голову не пришла.
Два сомнительных архитектурных проекта Советской России
Пора Революции – пора ярких архитектурных проектов, и некоторые из них были очень масштабны. Высотка вместо ГУМА, гигантские памятники. Вот и башня Татлина – туда же.
По своему строению и структуре она была близка к Эйфелевой башне, но к тому времени последние следы декоративности ар-нуво, которые были ещё видны у Эйфеля, улетучились. Башня была ярким примером авангарда. И идея у неё была вселенская.
Вавилонская башня разделила людей на нации и языки, а Коминтерн должен был снова объединить разрозненное человечество. Возведение здания планировалось не в «старой — новой» столице — Москве, а в Петрограде, позднее переименованном в Ленинград.
Построить сам каркас по тем временам было не так сложно. Проблема была в другом. В здании планировалось четыре зала для правительства. Каждый из них представлял собой простые геометрические фигуры (в том числе и полусферу). И всё это должно было вращаться с помощью электричества.
Электричества? Каков же был бы счёт за электричество, когда лампочка ещё воспринималась таким же достижением, как звездолёт, когда «коммунизм» и «электрификация всей страны» в знаменитом партийном лозунге стояли рядом? Конечно же, от здания отказались, а потом и авангард запретили…
Но строительство исполинов на этом не закончилось. Оно только начиналось. Проект Дворца Советов преподнёс огромный сюрприз.
Было подано много заявок, и вариантов было множество, многие из них сохранились. Но совершенно неожиданным был проект неоклассического колосса Иофана.
Здание по сути огромный постамент для статуи Ленина, по размерам не уступавшей Статуе Свободы. С этого момента неоклассика восторжествовала. Потому что и самого Ленина уже на свете не было. А ведь он, хотя и критиковал искусство, всё же мало что запрещал, осознавая, что в искусстве был дилетантом.
Сталин же считал себя экспертом. Пришло время людям, далёким от культуры решать судьбу советского искусства. И никто не говорит, что это и прочие здания были плохо спроектированными (например, Башня Татлина сегодня считается шедевром).
Просто представьте, что Москва и Ленинград стали бы лишь фоном для колоссов, где – то внизу оказался бы Кремль, ГУМ, Собор Василия Блаженного. И только огромный Ленин доставал бы до облаков. Странно и нелепо.
Впрочем, это были не первые и не последние подобные проекты. За сохранение каждого значимого здания в России боролись и борются. К счастью, сегодня мы осознаём, что культурное наследие следует сохранять полностью. И не важно, в каком стиле и когда оно было создано.