Иногда долг заемщика попадает в руки недобросовестных коллекторов, которые используют угрозы, запугивание и прочие манипуляции. Должнику и так нелегко, а тут еще мощнейшее психологическое давление. На какие точки нажимают коллекторы? Как противостоять их давлению и сохранить психологическую устойчивость? Рассказываю в статье.

Источник фото: ip-spravka.ru

Приветствую, друзья!
Меня зовут Елена, я практикующий психолог.

Условно коллекторов можно разделить на черных и белых. Белые — это те, которые работают легально и стремятся соблюдать закон. Черные же чаще всего зарегистрированы как фирма с другим видом деятельности или вообще не числятся в госреестре. Эти товарищи действуют незаконно и активно используют инструменты психологического давления. Они могут бесконечно названивать должнику или его близким, коллегам, друзьям, угрожать и запугивать, устраивать травлю в соц. сетях, писать объявления и делать надписи в доме должника и пр. Чаще всего к их услугам прибегают микро-финансовые организации.

Сама по себе ситуация с образовавшимся долгом неприятная, но когда в дело вступают коллекторы, психологическое состояние ухудшается многократно, а уровень стресса увеличивается. Черные коллекторы звонят и сразу берут должника в оборот: разговаривают на повышенных тонах, наезжают, требуют, грубят (иные вообще не стесняются в выражениях). Понятно, что сложно сразу сориентироваться и конструктивно ответить. Чаще всего должник чувствует страх, даже если понимает, что все поведение коллектора и направлено на то, чтобы его напугать. Это инстинктивная реакция. Также коллекторы давят на чувство вины и стыда.

Если спросить человека, как он себя чувствует в этот момент, то зачастую ответ будет таким: “Я как будто маленький ребенок, которого отчитывает взрослый”. Именно такой реакции и добиваются коллекторы, ведь тогда достичь цели в разы проще.

Что делать?

1. Если после общения вы поймали себя на сильных чувствах, постарайтесь их отрефлексировать — что с вами происходит? Вам страшно? Чего вы боитесь больше всего? Вам стыдно? За что и перед кем? И так далее.

Когда вы испытываете эти чувства, то в каком возрасте оказываетесь? Чувствуете себя пятилетним ребенком, которого ругают за проступок? Или школьником, которого отчитывает учитель? Попробуйте понять, в какую историю вы попадаете. Это необходимо для того, чтобы разделить эти ситуации и вернуться в позицию взрослого. Только из нее вы сможете спокойно общаться с коллекторами и конструктивно решать проблему.

2. Уверенности при общении с коллекторами придаст знание своих прав и обязанностей. Тогда вы сможете четко выстроить свои границы и дать отпор коллекторам. Изучите законы (особенно № 230-ФЗ) и юридический порядок взыскания долгов.

В начале разговора коллектор обязан представиться, назвать организацию, интересы которой он представляет и сообщить номер договора, в рамках которого действует. Если вам не сообщают этих данных, то вы смело можете сворачивать разговор.

Также вы не обязаны разговаривать с коллекторами, если не получили письменного уведомления о переуступке прав на взыскание долга. Вы можете попросить направить вам документы и только после их получения продолжать общение.

Важно помнить о том, что вы имеете право не разглашать информацию о себе и своих близких, месте работы, доходе и пр.

Никто, в том числе коллекторы, не имеют права вам угрожать, оскорблять, унижать и применять любые другие методы психологического давления. Вы можете останавливать грубияна: «Почему вы разговариваете со мной в таком тоне?» или «Я не намерен продолжать беседу на повышенных тонах». Если человек на другом конце провода не среагировал — смело заканчивайте беседу.

Вы можете записать телефонный разговор (только должны предупредить об этом в начале разговора). Часто это само по себе действует на коллектора отрезвляюще. Но в случае угроз вы можете смело сворачивать разговор и нести эту запись в полицию.

И уж точно не стоит бояться, что на вас подадут в суд. Обычно суд становится на сторону должника, а для коллекторов эта процедура весьма невыгодна.

Таким образом, для успешного противостояния коллекторам, вам необходимо:
— обладать полной информацией о компании, из которой вам звонят;
— помнить, что все угрозы незаконны и являются лишь способом психологического воздействия на вас;
— идеальное место для разрешения конфликта — суд.

3. Что еще может придать вам устойчивости в этой ситуации? Составление подходящей стратегии по погашению долгов и планомерное движение в сторону благополучия.

Есть разные способы по выходу из долговых ям. Если самостоятельно сложно, то можно обратиться к экспертам. Я в этом смысле доверяю Егору Арсланову — это практик в области финансов, который помог сотням людей выпутаться из сложных ситуаций с долгами. На своем бесплатном вебинаре, который состоится в ближайшее время, Егор будет касаться этой темы. Очень рекомендую посмотреть (регистрируйтесь по ссылке ).

Защититься от коллекторов, безусловно, можно. Но лучше всего не доводить до этого. Всем у кого есть кредиты, я бы рекомендовала обязательно повышать свою финансовую грамотность и развиваться в этом направлении. Тогда вы будете управлять своими деньгами, а не они вами.
Друзья, а вам доводилось общаться с коллекторами? Поделитесь опытом.