Белая ворона
Однажды я зашёл в школу, чтобы встретиться с классным руководителем своего сына. И обнаружил такую картину: все ученики, как цыплята на жёрдочке, сидят на заднем ряду с телефонами в руках и играют в игры. А мой сидит за своей партой и читает. Надо сказать, невесёлое зрелище. Мы в своё время играли на переменах в футбол.
Когда вечером я спросил сына, не хочется ли ему тоже на переменах играть в телефонные игры, он ответил, что вообще не понимает этой глупости. Смартфон, конечно, у него есть, а на смартфоне есть игры, но ни он, ни младший к ним не прикасаются. Более того, есть даже компьютер со всякими шутерами и стратегиями, но они и на нём не играют. Всему этому они предпочитают… книги.
Вот и сейчас, когда я пишу эти строки, оба читают свои книги. Старший цикл «Трое из леса» Юрия Никитина, а младший какой-то детский детектив.
Помню, когда они были совсем маленькими, я думал о том, что научить их читать и привить любовь к чтению — это уже как минимум наполовину решить вопрос их образования. Помните, как говаривал Рэй Бредбери?
Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно.
Когда, глядя на то, как они собираются в летний лагерь, я увидел, что первым делом они пакуют книги, то понял, что достиг своей цели. Без запретов и ссор, без криков и угроз. И я задаюсь вопросом: почему между компьютерными играми и книгами они сделали выбор в пользу последних?
Я расскажу о том, какой политики я придерживался в отношении компьютерных игр, мультфильмов и гаджетов, а так же о том, как позиционировал чтение во взаимоотношениях с детьми.
Гаджеты и мультфильмы
Всё начинается с мультфильмов. С ранних лет так повелось, что у меня было строгое ограничение на просмотр мультиков: 1 час в день. Причём по расписанию. В 19.00 дети садились смотреть мультфильмы (а жили мы тогда в деревне и смартфонов у них, конечно, не было), а 20.00 мультфильмы прекращались. Хотя, если речь шла о полнометражном мультфильме, длившемся, например, час двадцать, то я давал возможность досмотреть мультфильм до конца.
Так или иначе, дети привыкли к расписанию. И когда дядя им подарил планшет, я дал им возможность самостоятельно сделать выбор: или смотрим мультфильмы, или играем на планшете. Они выбрали планшет. Я дал каждому из них в день по 40 минут на игры, и это у них уже не вызывало никаких вопросов.
Когда детки благополучно разбили планшет, то любимый дядя привёз им компьютер. Началась эпоха геймерства. Но правило 40 минут никто не отменял. Впрочем, вот уже 4 месяца как никто из них (напомню, старшему 10, младшему 7) не проявляет никакого интереса к играм, хотя есть возможность скачивать и устанавливать новые. Иногда они ходят со мной в барбершоп, чтобы поиграть в плэйстейшн, но никто ни разу не заикнулся о том, чтобы купить что-то подобное. А придя домой, они всё так же предпочитают книги и настольные игры.
И мне кажется, что большую роль в этом сыграло то, как я прививал им культуру чтения и интерес к настолкам.
Книги и настольные игры
Моя мама — библиотекарь. Я воспитывался в атмосфере благоговейного отношения к книге и, в прямом смысле слова, среди книжных полок. Книжный магазин был и остаётся единственным магазином, куда я хожу с удовольствием. Вся наша семья много читает. Дети видели это и перенимали это. Я же всегда старался простимулировать их интерес к литературе двумя способами:
1. На протяжении многих лет каждый вечер я читал им книги. И не по десять минут. Иногда по целому часу мы проводили над очередной главой какого-нибудь произведения, параллельно её обсуждая. Если по книге был снят фильм, я старался включить им и кино. Перестал же читать им перед сном около двух недель назад, когда у детей началась настоящая эпидемия книгочтения, когда мне приходилось покупать почти каждый день по новой книге. Старший книжку в 360 страниц прочитывает за день, младший — за три.
2. Я никогда не экономил на книгах. Если Ваша цель — привить любовь к книгам, нельзя на них экономить. Книги стоят дорого, но ребёнок, растущий дураком, обходится дороже. Когда мы заходим в книжный, я покупаю то, что они выбирают. Когда у нас заканчиваются книги, мы идём в книжный. Всё просто. Я выбираю книгу для себя, они — для себя.
Особую роль в детском досуге играют настольные игры, потому что это куда интереснее игр компьютерных: они дают прецедент живого общения, в котором нуждаются как дети, так и взрослые.
Опять же, нужно понимать, что я прививал интерес к настольным играм у детей с раннего возраста. Это сейчас я могу позволить себе пойти в магазин и купить крутую настолку за несколько тысяч. Но были времена, когда мы всей семьёй жили на несколько тысяч в месяц, и тогда я делал игры вместе с детьми самостоятельно. А потом дети, подхватив инициативу, сами мастерили какие-то ходилки и даже ролевые игры, и им очень хотелось, чтобы папа разделил с ними радость творчества. Поэтому и сегодня мы часто садимся за какую-нибудь настольную игру, и это даёт куда больше эмоций, нежели виртуальный онанизм.
А вообще, подводя итог сказанному, замечу, что такие сложные вещи, как влияние на картину мира ребёнка не делаются по щелчку пальцами. Если вы видите, что ваш ребёнок запирается в комнате и часами рубится в какие-то игры, это нельзя изменить в мгновение ока. Не бывает простых решений сложных проблем. Иногда всё, что мы можем сделать — это просто подать личный пример. Пример активной жизненной позиции, инициативы и социального успеха.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
_______________________________________________________
Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator
Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.