Огонь и лёд современного воспитания
Знакомая рассказывает о том, как её лупила воспитательница в детском саду: «Толстая баба с перекошенным лицом и завитушками от бигудей» — такой образ остался в памяти безответной жертвы педагогического произвола.
— Однажды я даже сбежала из садика, но она поймала меня и поставила в угол, предварительно отшлёпав. Родителям я ничего не говорила, авторитет воспитательницы казался непререкаемым.
В то время к порке детей относились проще, физические наказания воспринимались почти как обязательная часть воспитания. Сегодня ударить ребёнка в детском саду равносильно Апокалипсису: на страже прав будущих граждан страны бдительно дежурит Его Высочество ювенальная юстиция. Благодаря её заботам педагогика из огня кинулась в полымя.
Ещё один знакомый, побывавший в Австралии рассказывает, как эмигрировавшую русскоязычную семью в австралийской школе встретили серьёзные неприятности в виде школьного психолога, который там работает совсем не так, как здесь. То есть там психолог действительно регулярно проводит собеседования с каждым ребёнком, попутно выясняя о мерах воспитания, принятых в семье. И когда было выяснено, что ребёнка за проказы ставят в угол, родители были вызваны на ковёр к директору:
— Если ребёнок будет продолжать на вас жаловаться, мы обратимся в органы опеки с ходатайством о лишении вас родительских прав.
Так где хрупкая грань между строгостью и жестокостью? Имеют ли право родители браться за ремень в крайних случаях? И можно ли построить отношения с детьми так, чтобы исключить эти самые «крайние случаи»?
Взрослый ищет Взрослого
Я занимаюсь с детьми с утра и до вечера. Зарабатываю, тренируюсь и воспитываю детей одновременно. Весь наш быт — это одна система воспитания, прецедент для размышлений, выводов и адекватного реагирования. И меня коробит от того, как я слышу, когда кто-то кричит на своего ребёнка. На детей не нужно кричать, если у вас построен с ним диалог. И вот это «если» — ключ к эффективной педагогике. Чтобы понять, как воткнуть ключ в замочную скважину, обратимся к трансакционному анализу Берна.
Итак, воспитание детей — это чаще всего игра «Родитель — Ребёнок». «Родитель» доминирует, «Ребёнок» подчиняется. Или выкручивается. Беру в кавычки потому что речь идёт не только о реальных родителях и детях, а о тех состояниях сознания, которые выбирают, вступая во взаимодействие. Причём, обратите внимание, что детёныш принципиально не может выбрать себе роль «Взрослый» — его этому не учат, он просто к этому не готов. Он вообще не знает, что такое «Взрослый». «Толстая баба с бигудями» лишила его возможности понять сущность Взрослого, потому что сама никогда его не переживала.
Детский каприз — это всегда отражение воспитательной политики родителей. Уверен, что многие читатели наблюдали как один большой «Ребёнок» воспитывает другого, маленького ребёнка. Маленький ребёнок через запечатление и подражание копирует инфантильность большого «Ребёнка» и ведёт себя соответствующим образом. Он усваивает только две роли: «Ребёнок» (в виде каприза) и «Родитель» (в виде подавления и принуждения), а затем по жизни реализует именно их. Никто не апеллировал в нём к Взрослому, чтобы того пробудить.
Ремень в воспитании появляется так. Сначала «Ребёнок» взрослого балует и портит настоящего ребёнка, а потом, когда избалованный отпрыск переходит все дозволенные рамки, на арену приходит «Родитель» с ремнём и подавляет бунт полицейскими мерами. Это — идиотская, глупая игра, которая раскручивает маховик сансары, не позволяя рождаться настоящим Взрослым.
А всё, что нужно для нормального воспитания — это воспитать Взрослого в себе, а потом разглядеть его в своём чаде.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
_______________________________________________________
Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator
Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.