Главная проблема педагогики заключается в том, чтобы суметь разглядеть в ребёнке то зерно, вокруг которого формируется полноценная личность

На охоте за мечтой

В одной из прошлых публикаций я рассказывал о том, как помочь ребёнку сформулировать свои собственные цели и таким образом понять, что ему интересно, и что для него значимо. В этой статье я пойду дальше и поведаю об очень интересном эксперименте с использованием техник самогипноза, в ходе которого мой семилетний сын сформулировал свой собственный долгосрочный проект, реализация которого способна привести его к сформулированным ранее им самим целям.

Как я писал ранее, мой опыт показывает, что алгоритмы целеполагания, применяемые в отношении взрослых, так же прекрасно работают и в отношении детей. Моим детям 7 и 10 лет. Пользуясь техниками метода «Охотник», они сумели поставить долгосрочные цели, мысли о которых вызывают у них воодушевление и мотивацию к действию. Но для того, чтобы достичь долгосрочной цели, нужно создать и реализовать некий проект, служащий своеобразным трамплином к пространству мечты.

В ходе непродолжительной беседы я сумел донести до их понимания суть охоты. Охота — это активная позиция по отношению к миру. Охотник, сформулировав цель, не ждёт, пока счастье само упадёт ему на голову, он предпринимает активные действия (охота) для её достижения. Поэтому Охотнику нужен проект (схема охоты), чтобы достичь желаемого.

Когда я работаю со взрослыми, я предлагаю сформулировать им самим свой проект на основе имеющегося опыта и предпочтений (интересов). В большинстве случаев клиент знает, что может стать его проектом, выводящим качество жизни на принципиально новый уровень. Но не всегда осознаёт это знание и не всегда верит в свои силы. Тогда консультация становится инструментом, позволяющим ему увидеть то, чего он раньше не замечал. Но как быть с детьми, у которых жизненного опыта практически нет?

Мой младший сделал заявление, поставившее меня в тупик:

Папа, я хочу жить в лесу в вигваме, охотиться с луком и стрелами. И чтобы рядом со мной жили еноты.

Проблема в том, что какую бы бредовую идею не озвучивал клиент, я не могу сказать ему:

Это всё ерунда, оторванная от реальности. Не годиться! Думай заново, потому что я считаю, что это неосуществимо.

Вообще не важно, что я думаю по поводу целей клиента. Важно, чтобы они вдохновляли его, мотивировали к действию и зажигали в нём желание жить. А ещё — чтобы он сам верил в их достижимость. И вот чтобы он в них верил, ему нужен проект, реализация которого обеспечит (по его мнению) достижение всего желаемого.

В случае с неординарным заявлением своего сына, я только развёл руками: я не знаю, что за проект обеспечит ему такой странный образ жизни, который кажется ему привлекательным. И тогда я решил обратиться к хорошо зарекомендовавшей себя практике погружений — это авторские техники самогипноза, которые я совершенствую уже много лет в рамках преподавания метода «Охотник». О том, как я впервые начал их давать своим детям, можно прочитать здесь.

Ответ бессознательного

На этот раз погружение длилось минут пятнадцать. Дети сами просят, чтобы я проводил сеансы подлиннее. Собственно, ввиду того, что погружение — это самогипноз, а не гипноз, от меня не требуется ничего, кроме того, как дать предварительную вводную и напомнить алгоритм. Потом я включаю спокойную музыку со звуками леса и предлагаю им погрузиться.

В этот раз всё шло по прежнему сценарию. Задача была — увидеть своё Дело — ту самую схему охоты, которая приносит удовольствие, деньги и создаёт грани желаемого образа жизни. Это проще, чем может показаться. У взрослых ответ приходит в виде инсайта — внезапного озарения, как ответа бессознательного на задачу, поставленную сознанием. Как оказалось, у детей мозг работает точно так же.

После погружения мой младший (напомню, ребёнку 7 лет) совершенно спокойно стал рассказывать о своём Деле: это школа выживания, где он обучает людей строить вигвамы, охотиться с помощью лука и стрел. Проект, который позволяет ему много путешествовать, жить в дикой природе, то есть вести тот образ жизни, который ему нужен.

Он даже подробно описал своё первое занятие. Проходило оно на Балтике, на нём присутствовало 23 человека. Они изучали строительство шалашей, разведение огня, а ещё — рукопашный бой. По его словам, люди были так довольны практикой, что заплатили ему больше, чем было изначально оговорено.

Честно говоря, я был поражён тому, что семилетний пацан за 15 минут погружения смог «родить» креативный и совершенно реалистичный проект, удовлетворяющий его запросам к качеству желаемого образа жизни, тогда как я до сеанса погружения считал его фантазии по-настоящему утопичными. А теперь о том, что ребёнку даёт осмысление этого проекта.

Проект — это связующая нить между желаемым будущим и реальным настоящим. Он — не только ответ на вопрос «почему нужно учиться?», но и «что именно нужно изучать?». Теперь моя задача сводится к тому, чтобы помочь сыну разработать программу реализации проекта, чётко обозначив текущие задачи в виде измеримых результатов, достигая которых в своём обучении он будет видеть, что шаг за шагом уверенно приближается к своей цели. Это называется «проектное образование».

О наших успехах на данном поприще — в следующих статьях.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#дети #воспитание #образование #психология #учёба #мотивация #гипноз #личностный рост #путь к успеху #педагогика