Если ваш ребенок заканчивает школу в следующем учебном году и пока не определился, что делать дальше, то вы, наверняка, беспокоитесь по этому поводу. Это нормально, нам, взрослым, хочется определенности, а дети не всегда готовы нам эту определенность дать.
Не знаю, как вы выбирали будущую профессию, но большинство подростков испытывает самый настоящий стресс. И это понятно: в 15-17 лет они должны выбрать то, чем будут заниматься всю жизнь, то, что будет их источником дохода и то, что будет определять их самочувствие в будущем. Ответственный выбор, я бы тоже стрессовала.
Мы, родители, можем помочь нашим детям, если сами будем представлять, как делается выбор профессии, на чем он основан.
На самом деле, в этом вопросе есть всего три составляющих:
1) интересы ребенка (что ему интересно?)
2) таланты и способности ребенка (что у него получается лучше всего?)
3) состояние рынка труда (что будет востребовано в будущем?).
С первым пунктом могут быть два варианта сложностей:
а) ничего не интересно
б) интересов так много, что выбрать сложно.
Даже не знаю, какой сложнее🤔
Когда подростку ничего не интересно, обращают внимание на:
- его самооценку (возможно, это защитная реакция, чтобы избежать неудач, боязнь критики и осуждения, неспособность принять поражение, страх ошибки)
- текущую нагрузку (ребенок может быть так перегружен, что у него не остается сил на увлечения)
- особенности воспитания (при авторитарных родителях, которые лучше детей знают, как лучше и все уже решили, дети часто выбирают для себя пассивную роль и плывут по течению, которое мама с папой выбрали)
- ситуативное состояние (болезнь, разрыв отношений, депрессия, травля в школе).
Любой из этих пунктов корректируется, главное, не давить на ребенка, а понять причину и помочь ребенку услышать себя, свой внутренний голос.
Когда интересов слишком много и ребенок распыляется, то надо учитывать его способности и актуальность профессии в будущем. Если ребенок одновременно талантлив в нескольких областях, то может помочь обычное ранжирование. Когда останется два варианта, можно воспользоваться любым инструментом для облегчения выбора, хотя бы Декартовыми координатами.
Определение талантов и способностей — это то, что часто затрудняет и родителей, и самих детей. Все дело в том, что под талантами понимают какие-то выдающиеся способности на уровне гения. Если не Эйнштейн, то и нет никакого таланта в физике, если нет голоса, как у Паваротти, тогда о сцене и мечтать не стоит. Это в корне неправильно.
Важно просто понять, что у ребенка получается лучше не в сравнении с другими, а с самим собой. Например, ему не дается математика, но историю он знает отлично, или он не очень силен в учебе, но прекрасно ладит с людьми, умеет разрешать конфликты и имеет лидерские наклонности.
Хорошо бы обращать внимание не только на успехи в учебе, но и на личностные особенности ребенка, его ценности: что он любит, что для него важно, через что он никогда не переступит. Например, брезгливому ребенку, боящемуся крови, вряд ли надо рекомендовать профессию врача, ребенок, не любящий природу и животных, не сможет стать хорошим ветеринаром.
Состояние рынка труда — это самый непредсказуемый вопрос. Конечно, есть Атлас новых профессий Сколково, но даже он не может гарантировать востребованность или невостребованность той или иной профессии.
Есть такое популярное утверждение, что достаточно найти дело по душе и на кусок хлеба всегда заработаешь. Вот поэтому рекомендуют при выборе профессии опираться больше на интересы и склонности ребенка. А помочь подростку увидеть их, проранжировать, сделать выбор могут как сами родители, так и специалисты, занимающиеся профориентацией, их сейчас довольно много.
На этом профессиональное самоопределение подростка не заканчивается, но об этом в следующей статье.
А вы легко выбрали свою профессию?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»