Современная система образования унаследовала пережитки царской эпохи

Злая бабушка, ломающая карандаши и студентов

Я перевожу детей на семейное обучение. Ходим по магазинам, выбираем учебники. Младшему купил модный «читательский дневник», чтоб больше писал и учился выражать свои мысли. У старшего спрашиваю:

А тебе такой надо?

Он только плечами передёргивает:

— У меня с ним связаны плохие воспоминания. Классная всегда из-за него кричала.

Прямо уж кричала?

— Ага, на весь класс.

И тут я вспоминаю уроки черчения на первом курсе. Была у нас такая злая бабушка в Политехе, которая умело подавляла студентов как вербальными, так и невербальными сигналами. Её всегда вспотевшее, искажённое гримасой лицо выражало лютую ненависть ко всему живому. Она умела кричать так, что даже опытные гопники раскладывались лицом вниз на своих партах, как солдаты в окопе. По всему было видно, что больше всего на свете она желает кого-нибудь ударить.

Однажды эта страшная бабушка в порыве нечеловеческой злобы, пытаясь подавить припадок бешенства, сломала у девчонки из нашей группы карандаш. Девочек до слёз она доводила профессионально, с садистским сладострастием.

Фактически, она точь в точь воспроизводила опыты американца Селигмана по формированию выученной беспомощности. С той лишь разницей, что речь шла не о собаках, а о людях.

Не будь как собака

Суть экспериментов Селигмана проста. Собак, запертых в клетке мучали током. Когда клетку открывали, собаки всё равно не покидали её пределов, так как научились быть беспомощными. Они просто лежали на полу и скулили. В противовес тем особям, у которых изначально была возможность при ударах током покинуть клетку. Эти счастливчики просто удирали, что было самым благоразумным.

Учитывая, что новоиспечённый школьник, удрать никуда не может, но агрессия педагога становится тем самым «электрическим током», который и формирует выученную беспомощность. А плачущие в аудитории студентки объясняют, откуда в России столько скулящих на кухнях особей обоего пола.

Конечно, тут дело не только в педагогах, занимающих явно не своё место, тут дело в целом в традициях воспитания, построенных на подавлении, когда воспитуемый не имеет никаких иных вариантов, как только покорно сносить свою участь.

Вспомним о том, как некогда в школах пороли розгами. Вспомним о том, как и для чего вообще создавались школы. Сегодня цель у школ иная, а используемые механизмы воспитания — во многом те же. При всё уважении к моим педагогам, система образования в целом безнадёжно устарела, и механизм формирования выученной беспомощности изломает ещё не один миллион судеб.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК