С мной в школе учился мальчик с ДЦП, у него была легкая форма, он мог ходить. Не так, как все мы, но мог. Мы воспринимали его как обычного ребенка и никто никогда его не обижал. Моя дочь два года назад сломала руку и три недели проходила в гипсе.
Врач сказал, что она может не ходить в школу, но она сама приняла решение не пропускать занятия. Она правша, перелом был на правой руке, соответственно, она не могла писать. Ее вызывали к доске и вызывали еще кого-то, кто мог бы писать то, что она говорит. Все письменные самостоятельные и контрольные она сдавала учителю устно в индивидуальном порядке.
Это все примеры инклюзии. Этому явлению уже много лет, просто сейчас оно активно пропагандируется и внедряется в современные школы.
Что такое инклюзия?
Инклюзия — это форма обучения, при которой каждому ученику, независимо от состояния здоровья, интеллектуальных, эмоциональных, социальных особенностей, предоставляется возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях. Другими словами, дети с особенностями в развитии должны учиться вместе с обычными детьми.
Сама идея о том, что дети с особенностями в развитии должны развиваться в обществе, быть его полноценными членами, учиться находить общий язык с другими людьми, правильная. С этой идеей я согласна, дети-инвалиды должны быть социализированы, они не должны ощущать себя изгоями. Но это один аспект инклюзии.
У нее есть еще и другой. Обучение таких детей. С обучением не все так просто. Почему-то забывается, что школа — это прежде всего образовательное учреждение, задача учителя — дать детям знания. Методы, при помощи которых учителя это делают в обычных школах, рассчитаны на обычных детей без особенностей в интеллектуальной и психической сфере.
Ребенок с особенностями в интеллектуальном развитии будет иметь другие возможности, другой потенциал по сравнению с обычным ребенком. У них будут разные способности к обучению. Как учителю за 40 минут учесть столь значительные различия? А если еще и в классе больше 20 учеников?
Конечно, идея была в том, что у учеников с особенностями в развитии должен быть тьютор, т.е. личный помощник, который вместе с учителем на уроке работает со своим подопечным, помогая ему усвоить материал. А есть ли такой тьютор? Это уже второй вопрос, а учителю по-прежнему надо работать.
И вариантов здесь два, оба проигрышные:
1) учитель больше времени уделяет ребенку с особенностями, игнорируя потребности обычных детей
2) учитель игнорирует ребенка с особенностями и переключает все внимание на обычных детей.
Таким образом, от такого формата инклюзии страдают все: и здоровые дети, и дети с особенностями. Никто не получает нужного объема знаний в должном качестве.
На мой взгляд, приемлемым решением могло бы стать выделение отдельных классов в общеобразовательных школах. Дети с особенностями в развитии могли бы обучаться в своем темпе, со специально подготовленным педагогом, в малом классе, и получали бы тот объем знаний, с которым могут справиться.
Перемены, общие школьные мероприятия помогли бы справиться с задачей социализации детей с особенностями в развитии, но совместное обучение в одном классе по одной и той же программе не принесет пользу никому.
Благодаря разделению на классы, обычные дети научатся взаимодействовать с детьми с особенностями в развитии, дети с особенностями в развитии социализируются, но при этом каждая группа получит качественное образование. Разумеется, речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. Дети с физической инвалидностью, но с сохранным интеллектом без проблем обучаются в обычной школе, если она оборудована необходимыми приспособлениями.
Идея с инклюзией верная, в ней есть здравый смысл, но вот реализовать ее тоже надо здраво, без перекосов в ту или иную сторону, с соблюдением прав всех детей, независимо от состояния здоровья.
А вы поддерживаете идею инклюзивного образования в школах?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»