Субкультура хикки, городских затворников, набирает свою популярность в России. Даже провинциальные города оказываются уязвимыми для этого странного социального вируса.
Это появилось в Японии 50 лет назад
Мне пишет знакомый с Йошкар-Олы: «Давай созвонимся, тебя это заинтересует». Алексей не один год отработал психологом, сохранил связи, знакомства и, конечно, интерес к данной теме. Собственно, этот интерес и дал повод к нашему общению.
— Представляешь, ко мне недавно обратилась коллега, у которой дочь заявила, что больше не покинет пределов квартиры. Девочке 15 лет, уже давно на семейном обучении. Общается только с репетитором и двумя подружками, гуляет на балконе. Матери сказала, что и работать будет дома через интернет. И самое интересное — это по нашему маленькому городку уже не первый эпизод…
— А что, у неё в школе проблемы?
Моя первая мысль: толстая девочка комплексует из-за своей внешности.
— Да в том-то и дело: никаких явных причин для того, чтобы становиться хикки у неё нет: симпатичная, подружки, как я сказал, есть, заходят к ней иногда.
Алексей использует термин «хикки» от сокращённого японского «хикикомори», что означает «находящийся в уединении». Сегодня проблема хикикомори в Японии признана государством, и запущены национальные проекты по реабилитации тех, кто уже более полугода (а некоторые — десятилетия) находятся в добровольной изоляции. Чаще всего на иждивении родителей, а иногда организуя доход через интернет. Что объединяет всех хикки, так это добровольная изоляция и нежелание контактировать с обществом никаким другим способом, как только онлайн.
Не смотря на то, что родиной хикикомори принято считать Японию, на сегодняшний день этот социальный феномен активно распространяется по развитым странам, добравшись с некоторым запозданием и до России.
— Как ты думаешь , — спросил я Алексея, не рассчитывая, впрочем, на однозначный ответ, — имеем ли мы право нарушать личные границы человека и пытаться лишить его добровольной изоляции, если он сам эти границы обозначил и чувствует себя в них комфортно?
«Улица является опасным миром…»
Алексей мне ответил, что в случае с этой девочкой, проблема как раз-таки есть:
— Когда мать спросила её о причинах такого странного решения, дочь ответила, что улица является опасным миром. Другими словами, девочка не видит плюсов в реальной, полноценной жизни, а сосредоточена вокруг преимуществ виртуальной реальности. И выбор этот построен на страхе перед миром по ту сторону двери. Разве это не явное проявление виктимности?
«Виктимность» — от латинского «victima», что значит «жертва» — склонность становиться жертвой преступлений и манипуляций.
Часто виктимное поведение построено на самовосприятии себя как слабого, беззащитного существа и выбора соответствующей линии поведения, являющейся для агрессора командой «Ату!». Если девочка действительно убеждена в том, что реальный мир полон угроз, и эти угрозы перетягивают все его ценности, то налицо виктимное мышление, которое, вне всякого сомнения, является источником страхов и тревог. А значит, девочка нуждается в помощи.
Согласно психологическим исследованиям, от 50 до 60% хикки хотели бы вернуться к нормальной жизни, но не знают, как это сделать. Именно на них и ориентированы программы социальной реабилитации, которые в Японии чаще всего носят семейный характер. То есть психологи стремятся сначала вернуть затворника в семью, а уже через семью — в общество. Такая стратегия, по мнению, экспертов доказала свою эффективность.
Но как быть с теми, кто не только не ищет помощи, но и даже не желает учиться и работать? Классический хикки отрицает не только социальные контакты, но и не ищет средств к существованию. Родственники, конечно, не могут бросить этих людей, осознавая их психические проблемы. В итоге возникает замкнутый круг: затворник превращается в иждивенца, а иждивение поощряет его затворничество.
Где случилась поломка?
Среди японских психотерапевтом нашлись такие, что попытались выделить хикки в самостоятельную проблему, и всё же большинство экспертов сходится в мыслях о том, что социальное затворничество — синдром, в основе которого может лежать огромное число разноплановых причин. В психическом плане все они будут объединены неумением и нежеланием выстраивать эмоциональную связь в ходе общения.
Важно понимать следующее: затворники не разрывают контактов с обществом, а ограничиваются онлайн-форматом. Онлайн-общение не может быть признано полноценной альтернативой общению естественному, так как не содержит в себе эмоциональный компонент. Именно эмоции делают наше общение тем, чем оно является. И именно этого стараются избежать хикикомори. Почему?
Отвечая на этот вопрос, мы делим всех хикки на две группы:
1. Те, что не умеют выражать эмоции и испытывают большие сложности в общении.
С нейробиологической точки зрения, это здоровые люди, которые по ряду причин (воспитание, особенности среды и пр.) не научились эффективной коммуникации и, получив негативный опыт, стали избегать общения, боясь наступить на те же грабли. Они сталкиваются с проблемой непонимания и часто сами не приемлют ценностей окружающих людей. Им проще замыкаться в себе, чем пытаться сохранять напряжённый для них контакт с обществом, и, идя по пути наименьшего сопротивления, они отказываются от отношений. При этом отсутствие должных эмоций в их жизни продолжает на них давить, но они не знают, что с этим делать.
2. Те, что не нуждаются в эмоциональном контакте.
Чаще всего это органики с врождёнными отклонениями в развитии мозга, которые приводят к разным формам отклонений аутистического спектра. Эти люди могут быть не склонны к сопереживанию, не понимать, что другие ищут в отношениях, быть не предрасположенными к дружбе и пр. Причины здесь нейробиологические и решить их с помощью психологических методик невозможно (да и вообще, невозможно). А что самое главное — не нужно. Здесь проблема формулируется иначе: как такого человека интегрировать в социум безболезненно для обеих сторон. Чтобы он, как минимум, не противопоставил себя остальным, а как максимум, был общественно полезен.
Конечно, большинство хикки относятся к первой группе. Органиков, на самом деле, не так много. А это означает, что основная масса городских отшельников — это люди, страдающие от той ситуации, в которой они оказались и нуждающиеся в помощи (хотя, и не всегда готовые это признать). Среди хикки много тех, кто переживает депрессию, есть социофобы, есть те, кто стал жертвой интернет-зависимости или жёстко подсел на компьютерные игры.
Должен сказать, что дальше проблема хикикомори будет расти и усугубляться. И вот почему.
Жизнь понарошку
Мы переживаем удивительное время, когда своими руками создаём альтернативную реальность. Эти слова не являются красивой метафорой: мозг не делает разницы между видимым на экране и видимым за его рамками. Наш гормональный фон изменяется не менее активно от виртуальных приключений, чем если бы мы эти приключения переживали на самом деле. То, что раньше человек мог получить исключительно в обществе, теперь может получить в Сети.
Цифровая эпоха позволяет жить, работать, учиться, совершать покупки, общаться и путешествовать через интернет. Правда последние два пункта выходят явно неполноценными, но тем не менее кто-то готов этим довольствоваться, особенно если страх перед людьми не позволяет выйти на улицу. С развитием интернет-технологий и ростом электронного могущества, всё больше людей будут выбирать судьбу человека-насекомого, запертого в своей ячейке, потому что это энергетически выгодно.
Помните, какой выбор предлагал Морфеус тем, кого пытался вытащить из Матрицы? И конечно, помните, что Матрица — это добровольный выбор многих, не видящих ценностей реального, но страшного мира? Так стоит ли пытаться вытащить из виртуальной тюрьмы того, кто вам дорог, и кто, по вашему мнению, действительно страдает от созданной им самим безысходности?
Конечно, выбор остаётся за вами. Но если вы решились помочь своему знакомому хикки, то вот вам два совета.
1. Наберитесь терпения.
В основе выбора человека лежит его картина мира. Картину мира нельзя поменять за несколько дней. А если сделать это, то человек, скорее всего, сломается, лишившись хоть какой-то идейной опоры. Мягкое воздействие — это длительный процесс, похожий на формирование кроны дерева или воспитание ребёнка. Здесь спешка — не меньшая ошибка, чем игнорирование проблемы.
2. Создавайте доверие.
Важно понять, что человек ушёл в затворничество потому, что не видит ценностей в реальном общении. Если ему продемонстрировать эту ценность и дать возможность её пережить, то он будет готов к возвращению в социум. Но установление полноценного эмоционального контакта возможно лишь там, где присутствует доверие. Хикки утратил доверие к людям. Вы сумеете его вернуть?
Хикикомори живёт в каждом из нас. Его голос слышится каждый раз, когда мы предпочитаем реальному обществу мир виртуальный, когда вместо того, чтобы пойти на прогулку, мы протягиваем ноги у телевизора или ноутбука, когда чувствуем, что избегаем социальных контактов, потому что ждём осуждения, предвосхищаем непонимание, когда страх перед конфликтом сильнее желания завоёвывать, побеждать и договариваться. Важно помнить о том, что мы — коллективные существа, и будущее человечества (наше будущее) зависит исключительно от нашей способности поддерживать конструктивный диалог друг с другом.
Рудияр
Я общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК