Мозг не видит разницы между виртуальным миром и реальным

Из гопника в геймеры

Нижеприведённая история записана со слов бывшего геймера, жителя Йошкар-Олы, который несколько лет своей жизни посвятил компьютерным играм, а два года практически не вставал из-за монитора. Финалом его «виртуальной карьеры» стала попытка самоубийства, но хеппи-энд подчёркивает, что как бы сильно не заплутал человек — всегда есть шанс выйти из Тёмного Леса.

Эскапизм — от английского «escape» — «сбежать, спастись». Уход от реальности в мир иллюзий.

Илья:

Глядя на то, что сейчас из себя представляют компьютерные игры, я могу лишь радоваться за себя: хорошо, что этого не было в моём детстве и юношестве, иначе я бы просто не вылез.

Илья рос во времена господства гоповских группировок. Он вспоминает, что жизнь и в школе, и на улице была настолько мерзкой, столько в ней было грязи, что с ней просто не хотелось контактировать. И когда появились компьютерные игры с ещё довольно примитивной графикой, но зато с качественной играбельностью, то они стали заманчивой альтернативой серой бесперспективной реальности.

Втягивание происходило постепенно и достигло своего апофеоза уже в студенческие годы. Тогда было совершенно очевидно, что компьютерные игры могут быть не только развлечением, но и способом заработка. И речь шла не о киберспорте, а о банальном прокачивании персонажей и последующей их продаже. Это не большие деньги, но они давали возможность как-то жить и главное — оправдывали пребывание в виртуальной реальности.

Для меня наибольший интерес представляли игры, в которых можно было прожить множество разных жизней под разными ролями. Это увлекательно: богом тебе отведена всего одна жизнь, но ТАМ ты можешь исправить этот недостаток.

На каком-то этапе процесс погружения в виртуальный мир принял форму самоподдерживающегося: чем больше эмоционального подкрепления приносили игры, тем скучнее казалась реальность, а чес скучнее казалась реальность, тем сильнее хотелось погрузиться в мир иллюзий.

Илья стал проводить за компьютером по 18 часов в сутки. Он садился за монитор ПК в обед, заваривая крепкий кофе, а падал, не раздеваясь на диван, когда солнце стучало в окошки первыми своими лучами. Кофейная диета и гиподинамия быстро делали своё дело: Илья слабел, терял вес, и в какой-то момент вдруг осознал, что умирает.

У меня стало появляться чувство, что внутренние органы перестают работать. Мне был 21 год, но я не собирался больше жить. Мне было неинтересно, и не было никакого страха смерти. Просто пришло ощущение того, что жизнь закончилась.

Еле держась на ногах, он заковылял в Берёзовую рощу на окраине города, недалеко от своего дома. Стоял конец августа, день подходил к концу.

Я упал на траву и ждал смерти. Почему-то я точно знал, что ещё немного, и жизнь сама уйдёт из тела. Я лежал час, второй, третий, наблюдая как облака плывут над макушками деревьев, а перед глазами проносились все мои прожитые в виртуальном мире жизни. Я понял, что чувствую себя стариком, который не ждёт от бытия ничего нового, потому что какую бы ты жизнь не прожил, она всё равно будет похожа на предыдущие.

Воскрешение

Илья назвал жизнь человека «мороком» — наваждением, иллюзией. Все ценности, все стремления, идеи, желание человека — всё суть программы, «заклятия», которые вовлекают его в бессмысленные крысиные бега. Когда тебе дана одна жизнь, ты ничего о ней не знаешь, то есть желание, есть надежда прожить её особым образом. Но когда ты прожил тысячи жизней — они сливаются в один запрограммированный шаблон, от реализации которого глупо ждать сюрпризов. Мир детерминирован, прост и тесен.

А потом мне стало холодно, наступила ночь и я начал замерзать. И чем сильнее я замерзал, тем лучше понимал, что тело борется за жизнь и не готово с ней расставаться. До сих пор помню шум ветра в вершинах деревьев и их силуэты на фоне тёмного неба. За мороком человеческого бытия я в те минуты словно разглядел что-то живое, подлинное. Наверное, это был голос Вселенной. Живая вечность. Не могу точно сформулировать, но это касалось сознания. Наш взгляд на мир, его восприятие и цивилизация, которую мы создаём — это и есть «морок», то есть программа. Создаваемая и транслируемая. А Жизнь — она больше, чем всё это. И мы ничего о ней не знаем.

После того откровения Илья вернулся домой замёрзшим, но заново рождённым. Он завязал с играми и нашёл себя в паркуре. Сейчас он говорит о том, что испытывает к играм определённую долю равнодушия, словно произошло какое-то эмоциональное выгорание: всё, что должно было сгореть — сгорело, и гореть больше нечему.

Когда же я спросил его, считает ли он компьютерные игры опасными для детской психики, он ответил не задумываясь:

Однозначно, да. И пусть мой пример послужит тому доказательством.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

_______________________________________________________

Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator

Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.