Мой опыт воспитания и обучения
Оба моих сына родились в деревне, где родители были единственными людьми, с которыми они контактировали. Особенно в этом плане досталось старшему, который ждал братика три года и коротал это время в отцовском рюкзаке, сопровождая меня на охоте и просто во время прогулок. Я научил его всему, что, как считал, ему пригодится в школе, куда собирался отдать сына не столько ради знаний (уже было понимание того, что семейное обучение мы потянем), сколько ради социализации.
Тяга к знаниям у него была очень сильна (как сейчас и у младшего, которого я тоже не отдал в детский сад, а готовил к школе самостоятельно), и было сильно желание пойти в школу.
Не смотря на то, что я отдал старшего в возрасте 6-ти лет, и он оказался самым младшим среди одноклассников, тем не менее сразу стал одним из лучших учеников и был избран старостой класса. Объяснялось это очень просто: другие дети «готовились» к школе в детском саду, а мой — в охотничьем рюкзаке за плечами.
«Метод рюкзака» я использую и поныне во время прогулок с сыновьями по лесу и собираюсь в будущем (пока у обоих есть желание ходить в школу) перевести обоих на семейное обучение, дав им возможность самостоятельно организовать свой образовательный процесс. Считаю это критически важным для становления зрелой личности. Но в этой статье я расскажу о принципах «метода рюкзака», который не только способствует установлению и поддержанию диалога высокого качества между взрослым и ребёнком, но и прививает чадушке способность размышлять и устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира.
Метод рюкзака
1. Спонтанность
Я организую свой активный отдых вместе со своими детьми: мы путешествуем, ходим в походы, сплавляемся по рекам, ходим на тренировки и просто гуляем. В такой ситуации всегда есть общее дело и цель, а поддержать диалог, обсуждая новые впечатления — проще пареной репы. Другими словами, при таком образе жизни нет необходимости организовывать специальные занятия по логике или практической философии — все происходит естественно и спонтанно. Вот пример.
Мы гуляем по лесу. Слышится стук дятла.
— Дети, что это?
— Это дятел добывает себе очень вкусных личинок короедов.
Старший их уже пробовал, поэтому знает.
2. Обсуждение интересных явлений
— Верно, это охота дятла. Вы знаете, что охоту дятла можно записать на бумажке в виде математического примера, вроде тех, какие вы решаете на уроках?
— Как это?
— Всё очень просто. В личинке короеда есть энергия, которую можно измерить специальным прибором и выразить в цифрах. Но давайте мы будем измерять энергию в личинках. Дятел вытащил из пихты пять личинок и пополнил запасы своей энергии на пять личинок соответственно. Это понятно?
— Ага.
— Но при этом он потратил энергию на то, чтобы расколотить сухую пихту. Размер потеряной энергии составил две личинки. Сколько всё-таки энергии получил дятел на своей охоте с учётом потерь?
— Три личинки.
3. Параллели
— Верно. В этом и заключается смысл охоты: любое живое существо, и человек в том числе, выходя на охоту, планирует потратить меньше, чтобы получить больше. В этом суть любой охоты. А что произойдёт, если этот принцип будет нарушаться?
— Вымирание.
— Да, если охотник потратил на охоте больше, чем он приобрёл, то остался в минусе. Эти потери подведут его к черте гибели. Нерадивые охотники погибают. Таков закон природы.
4. Рассуждение
— А что будет если дятел потратит столько же личинок, сколько найдёт в пихте?
— Если ты тратишь столько, сколько тебе нужно на поддержание самой охоты, то что ты будешь использовать на рост и развитие? Дятлу тоже нужно строить себе мышцы и обновлять пёрышки. А для этого надо иметь запас энергии. Тот, кто тратит столько, сколько получает, ставит себя на грань существования.
«Метод рюкзака» — это компромисс между интересами ребёнка и интересами взрослого: детям хочется обсудить то интересное, с чем они сталкиваются, взрослому — научить строить правильные рассуждения и вооружить детей практическими знаниями.
Рудияр
Мой клуб ВК