В обществе всегда много говорят о том, как важно обеспечить детям с особенностями в развитии условия для обучения. С такими детьми работают специалисты-дефектологи, которые делают все, чтобы максимально адаптировать особенного ребенка к жизни в социуме.
Если задуматься о некой интеллектуальной норме, то можно прийти к выводу, что отклонения от этой нормы могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Но если детьми с нарушениями в умственной сфере занимаются, то детьми-вундеркиндами практически нет.
Дети-вундеркинды — это тоже не норма, это #дети, значительно опережающие в развитии своих сверстников. Мир знает немало случаев, когда маленькие дети успешно поступали в университеты, заканчивали их и продолжали развиваться в выбранной ими сфере.
Но это требовало от их родителей определенных усилий. Моя подруга — очень вовлеченная мама, начитанная, с высоким интеллектом, ориентированная на всестороннее развитие ребенка. Когда она родила сына, она сразу начала с ним заниматься. В итоге мальчик рано заговорил, рано научился читать, писать, считать и по уровню своего развития явно опережал сверстников.
В детском саду они как-то это пережили, а самое интересное началось в школе. Ему было там откровенно скучно. То, что изучали все остальные, он знал уже несколько лет назад. Ребенок потерял мотивацию и интерес к обучению. Маме пришлось заниматься с ним самой, чтобы он не деградировал, а развивался дальше.
И это продолжается уже несколько лет, #школа превратилась для ребенка в место бесполезного времяпрепровождения, фактически он обучается дома с родителями.
Побочный эффект такого явления — это проблемы в коммуникации с другими детьми и с учителем. Сверстники таким детям не интересны по определению, их не принимают в коллективе, они всегда держатся особняком. Некоторые #вундеркинды на уроках перебивают учителя, указывают ему на ошибки, исправляют его, не все педагоги относятся к этому лояльно. Учитель своим отношением также не способствует принятию такого ребенка классом.
Социальный опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, который обычные дети приобретают в школе, детям-вундеркиндам может быть недоступен. Они вынуждены расти одиночками.
Это может оказывать негативное влияние на их нервную систему и психику. Выросшие вундеркинды рассказывают о депрессивных расстройствах, о суицидальных мыслях, о селфхарме, некоторые наблюдались у психиатров и проходили лечение в психиатрических клиниках.
Гениальные дети всегда вызывают восхищение, они привыкают к повышенному вниманию окружающих. С одной стороны, это накладывает на них определенные обязательства соответствовать созданному образу, не ошибаться, быть идеальным. С другой стороны, это довольно тяжелая ноша, для взрослых это сложно, не говоря уже о неокрепшей детской психике.
Но когда маленький гений вырастает, такого внимания уже нет. Обществу не так интересны гениальные взрослые, как гениальные дети. А ребенок-то уже привык к повышенному вниманию и это может стать болезненным процессом.
Воспитывать одаренного ребенка также сложно, как и воспитывать #ребенка с особенностями в развитии. От родителей нужно много усилий, часто можно слышать жалобы, что вроде я уже дал все, что мог, а ему этого мало, он требует больше и больше знаний, которых у меня нет. Вот и приходится постоянно заниматься самообразованием.
Наверное, я бы не справилась с этой ролью — быть мамой ребенка-вундеркинда, мне кажется, это очень сложно и психологически, и интеллектуально, и материально. Но искренне восхищаюсь теми, у кого это получается.
А вам встречались дети-вундеркинды? Возможно, вы сами были одним из них?
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Этот канал для тех, кто устал слышать: «Мама, не ори!»