Нейробиологи утверждают, что при решении математических задач в мозге активируются те же участки, что и при переживании физических страданий

Сын с энтузиазмом берёт решебник с задачами:

— Наконец-то, мои любимые уравнения!

Я парирую:

— Нет, сегодня займёмся геометрией.

Он бурчит:

— Терпеть не могу геометрию…

Я удивляюсь:

— Ты же там ещё ни одного задания не сделал, а говоришь «терпеть не могу»!

Сыну семь лет, и мы с ним на семейном образовании. Это когда родители сами организуют учебный процесс, а школу используют лишь для аттестаций. Старший занимается сам, а с младшим приходится возиться. Так вот ещё совсем недавно уравнения он, действительно, терпеть не мог, а теперь с нескрываемым восторгом садиться их решать. Почему? Этому есть целый ряд причин, о которых я и расскажу в данной публикации.

Чтобы пережить тихий час, я считал до тысячи

1. Природой данный интерес.

Я не могу ответить почему, но он с самого раннего детства проявлял интерес к математике. Думаю, это как-то связано с особенностями его мышления: он обладает очень практичным и расчетливым умом. Любит всё считать. Собственник. Не умеет проигрывать, во всём желает быть первым.

Иногда он вспоминает детский сад, куда ходил полтора года:

— Чтобы пережить тихий час я считал до тысячи.

Ему всегда нравилось просто считать. А сейчас он в уме оперирует двузначными цифрами лучше, чем старший. Завидев эту склонность к математическим наукам, я подумал о том, что самое главное — не убить в нём этот спонтанно сложившийся интерес через кривую педагогику.

А сложности, конечно, возникли. Когда мы стали изучать уравнения, я убедился на своей шкуре, как бывает сложно втолковать ребёнку самые простые вещи.

2. Совместный труд.

Дети любят что-то делать со своими родителями. Им просто доставляет удовольствие любая возможность контакта, если за этим не стоит родительское доминирование, а есть прецедент приятного общения или игры. Математика ничем от этого не отличается.

Младший у меня тугодум. Он не из тех, кто всё схватывает на лету. Но зато у него есть очень сильная сторона характера: он ответственный. Если за что-то возьмётся, даже за то, что не доставляет ему особой радости, будет делать это со всем старанием, высунув язык во всю длину.

Когда мы приступили к изучению уравнений, я был вынужден периодически гасить в себе вспышки гнева: настолько трудно повторять одно и тоже разными словами. Никак не шло, не получалось. Самым сложным для меня было не сорваться на крик. А будешь кричать — привьешь ребёнку страх и закрепишь негативное подкрепление, после которого никакой любви к предмету уже не будет.

Пришлось отнестись ко всему происходящему как к тренировке стрессоустойчивости. Не за день, и не за два, но вместе, сообща мы сделали это. Теперь он решает задачи на составление уравнений самостоятельно, а я вижу: вот они, плоды совместного взаимодействия, которые обогатили нас обоих. По этому поводу кто-то из отечественных педагогов говорил, что для ребёнка лучший друг — это внимательный к нему взрослый.

Но был ещё один важный аспект, который сыграл свою роль в отношении сына к сложным задачам.

3. Нет движения без напряжения

После трудного, напряжённого занятия, когда, наконец, мы поправили все ошибки и выполнили запланированный объём, я объяснил сын простую, но не очевидную вещь:

Когда ты подтягиваешься на турнике, какие повторения являются самыми полезными?

Последние, самые тяжёлые, — отвечает он.

Верно. То, что легко даётся, нас не развивает. Если хочешь становиться сильнее, нужно ставить перед собой сложные задачи. Мозг — он как мышца. Если всё время решать одни и те же примеры, которые ты щёлкаешь как орешки, это тебе ничего не даст, ты не станешь умнее. Только напряжённая работа ума заставит твой мозг расти.

Сын слушал внимательно, и было видно, что эти слова зацепили его. Он понял, что от напряжения не нужно бежать, к нему нужно стремиться, потому что только оно и даст ему силу.

Однако этот принцип мы имели возможность реализовать на практике только благодаря ещё одному педагогическому приёму.

4. Закон ритма.

Знаете, что отличает традиционный, глубоко устаревший, но и поныне господствующий подход к спортивным тренировкам от современного, научно-обоснованного подхода? По-старинке, принято много пахать, фактически впустую сжигая колоссальное количество калорий не понятно ради чего. Современные же методики рассчитывают буквально каждую калорию, потраченную спортсменом, и поэтому приносят более впечатляющие результаты при значительно меньших нагрузках.

То же самое касается и образования. Школьное обучение — это неоправданные объёмы упражнений, которые не способствуют интеллектуальному росту, а затрудняют его.

Занимаясь с ребёнком дома, я культивирую принцип «лучше меньше, да лучше». Минимальные объёмы, но качественная проработка. Ребёнок не устаёт и, соответственно, не боится занятия. Он знает: сейчас он хорошо поработает, а потом хорошо отдохнёт, и никто не будет его мучить до вечера сумасшедшим количеством однообразных заданий.

Но внедрение этих принципов в образовательный процесс — только начало пути. Задача — подвести ребёнка к проектному образованию, чтобы получаемые им знания имели свою практическую ценность и эффективно закреплялись через реализацию конкретных проектов, дающих желаемый выигрыш. Но это — тема будущих публикаций.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

_______________________________________________________

Кстати, для всех подписчиков моего канала библиотека ЛитРес подготовила специальный промокод, дающий 25% скидку на весь каталог электронных и аудиокниг. Заходим в раздел промокод и вводим кодовое слово venator

Промокод действует в течение 2-х дней со дня активации.