В ходе религиозных практик люди получают видения, воспринимаемые ими как сверхъестественные феномены

Откровения от Лапши

В армии я познакомился с людьми, которые в качестве доказательства существования бога приводили в пример собственные видения. Всё началось с Лапши.

Лапша был очень верующим, спал с Псалтырём под подушкой. И занимался религиозной пропагандой. Вечером на учебке во время подготовки к завтрашнему дню он делился с однополчанами собственными религиозными переживаниями, ниспосланными на него во время больших христианских праздников. Тогда над куполами церквей он видел лик Пресвятой Девы Марии. Звучало очень убедительно. Особенно, если учесть, что врать честному христианину не позволено. В качестве дополнительного аргумента он утверждал, что Деву Марию видели сотни прихожан в тот день. А все разом с ума сойти не могут.

Проблема заключалась в том, что дагестанцы в качестве доказательства истинности своей веры приводили в пример случаи видений в мечетях, только уже на мусульманскую тематику. Разрешить эти серьёзные противоречия в те молодые лета мне было не под силу.

А вот после армии посчастливилось познакомиться с неким кандидатом психологических наук, который в целях изучения проблемы изменённых состояний сознания объехал полмира и участвовал во многих религиозных ритуалах. Он, будучи атеистом, видел во время многочасовых практик как Христа, так и Мухаммеда. Но, слава богу, не сошёл с ума и даже не уверовал, а нашёл вполне понятное объяснение данному психическому феномену.

Любой религиозный ритуал — это факт массового гипноза, где люди занимаются не только внушением, но и, в первую очередь, самовнушением. А видения — это логичное следствие внушения, и их характер зависит от контекста. Священные тексты, мантры, молитвы, имена бога — всё это не что иное, как установки, которые ассоциативно связаны с соответствующими картинками и сюжетами.

В ходе изнурительных ритуалов человек входит в состояние транса, которое характеризуется самопогружением. На фоне постоянно повторяющихся установок, внимание сосредотачивается на нужных мыслях и образах, которые начинают «оживать», даруя эмоциональный отклик.

Зачем это используется в религии — понятно и ежу. Но можем ли мы использовать эту особенность своего мозга себе во благо?

Обыкновенное чудо

Вера — это не только женское имя, но и психический феномен, позволяющий сосредотачивать большие объёмы нервной энергии на конкретных стимулах. Например, на целях. Если человек обладает верой в себя и верит в свою цель, то это дарует ему серьёзные преимущества в сравнении с тем, кто обладает достаточными для целедостижения ресурсами, но не верит, что всё получится. Вера даёт уверенность, уверенность — обязательное слагаемое психического обеспечения любой задачи.

Отсюда простой вывод: нет большой беды в том, что человек не верит бога, но неверие в себя всегда оборачивается для него большой проблемой.

Впрочем, дело можно поправить. Ведь уверенность в себе имеет свою материальную основу в виде соответствующих нейронных контуров, актуализируя которые, мы можем эту уверенность ощутить. Если религиозная практика, как акт внушения, позволяет человеку укрепить веру в бога, то аналогичная по сути практика самовнушения позволяет человеку укрепить веру в себя.

Работая с самовнушением мы можем не только ощутить прилив уверенности, но даже и пережить изменённые состояния сознания вплоть до галлюцинаций (тут всё зависит от чувствительности человека, силы воображения и умения сосредотачиваться). Однако, галлюцинации — это крайность, к которой вряд ли стоит стремиться. Гораздо конструктивнее наладить систематическую работу по практикам психорегуляции, позволяющим результативно влиять на психику, изменяя её в нужном направлении.

Иному, чтобы поверить нужны чудеса. Для другого же чудо — лишь повод усомниться.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК