Народ использует ситуацию с ковидом для защиты своих интересов

ноябрь 2020, Берлин. Полиция применяет водомёты против демонстрантов на антиковидной акции

Так кто здесь папа?

Как сообщает «Медуза» в июле в Великобритании, Франции, Греции и Италии прошли массовые акции протеста против ограничений, связанных с введением сертификата о вакцинации от коронавируса. Перцовый газ, водомёты и горящие покрышки на улицах — всё как всегда, но на этот раз поводом к столкновениям стал не низкий уровень заработной платы, пенсионный возраст, экология или интересы нацменьшинств, а «ковидные обстоятельства».

«Власти используют ситуацию в своих интересах, чтобы затянуть гайки! » — такова основная идея протестующих. Однако справедливости ради стоит отметить, что протестующие от лица народа так же используют коронавирус в своих интересах: это ещё один повод заявить властям о том, кто есть подлинный носитель суверенитета.

В одной из прошлых публикаций я вспоминал Маркса, согласно которому, вся история развития общества — это столкновение интересов эксплуататоров и эксплуатируемых. Одни обладают властью, стремятся её сохранить и, конечно, злоупотребляют своими полномочиями, вторые имеют численное преимущество и право на бунт, бессмысленный и беспощадный. На этой динамике общественных противоречий и видится Марксу социальный прогресс.

Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, что тот, кто обладает властью, обладает и правом выбора. Например, Жириновский, который предложил освобождать от административных наказаний тех, кто сделал прививку от ковида, может себе позволить «мелкое хулиганство» и без наличия сертификата: депутатский статус многое прощает. А тот, кто полностью зависит от зарплаты, потому что ипотека и дети, права выбора, фактически, лишён: он в «наёмном рабстве» и воздействовать на него административным ресурсом легко и просто. Чем российская власть активно и пользуется.

Здесь важно понять, что причиной столкновений интересов народа и власти является не ковид, а свободная воля. ОНИ заинтересованы этой свободы нас лишить, и их позиция не лишена смысла, а МЫ заинтересованы эту свободу сохранить (мы хотим сами решать, прививаться или нет и от чего именно прививаться), и нас тоже можно понять.

При этом там, где власть привычным жестом использует административный ресурс, что всегда воспринимается как давление, у людей, как правило, не остаётся ничего другого, как выйти на улицы. Но является ли это реальным выходом из ситуации?

Кошки-мышки с властью

Лично мне эти социальные игры очень напоминают трансактный анализ Эрика Берна. Берн предложил универсальную модель бессознательного поведения человека, согласно которой мы все играем выбранные нами роли ради психического выигрыша. Например игра «преследователь — жертва». Преследователь любит доминировать и ищет жертву, нуждается в ней, потому что та даёт ему чувство превосходства. А жертва обладает мазохистскими наклонностями и любит давить на жалость. Ей нужен агрессор, чтобы переложить ответственность за свою жизнь на него.

По-моему, к Берну есть смысл прислушаться социологам. Ведь, фактически «пролетарий», «чиновник», «силовик», «антисистемщик» — это всё роли, которые люди добровольно принимают ради тех психических выигрышей, которые эти роли сулят. Причём роли с хорошо отработанными жизненными сценариями, «смыслом жизни» и даже передаваемые по наследству.

Есть такая очень забавная карточная игра «Стрелецкий бунт», изданная ООО «Рыжий кот» по мотивам событий на Майдане. Там можно попробовать себя в роли царя, опричника, боярина или бунтовщика. А в реальной жизни насколько легко человеку даётся смена жизненных ролей, особенно если клеймо «холоп» выжжено в твоём мозгу системой воспитания вообще и системой семейных ценностей в частности?

Давайте будем честны перед собой: подросток кайфует от возможности зажечь покрышку на ночной площади так же как мент от наличия у него индульгенции на насилие. Жертвам нужны эксплуататоры, чтобы свалить на них ответственность за свои беды, а эксплуататорам нужны рабы, чтобы ощущать своё превосходство. Всё как в лесу: одни убегают, другие догоняют. Это и есть главная игра, созданная природой и отражённая в обществе.

И вот тут важно понять, что хорошо играя свою роль, нельзя остановить игру. Прекратить игру можно лишь выйдя из неё. Об этом говорил Берн. Можно ли нам, представителям среднего класса (трудно понять, что это такое — «средний класс». По-моему, ерунда какая-то) перестать играть с властью в кошки-мышки без потери своих позиций?

Я уверен, что можно. Об этом — в следующей части.

Продолжение следует

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в клубе ВК